Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная "КОЛОКОЛ" Реформа образования
 

УНТЕР-ОФИЦЕРСКАЯ ВДОВА С МИНИСТЕРСКИМ ПОРТФЕЛЕМ,
ИЛИ
ЕЩЕ РАЗ О ВЫПУСКНЫХ СОЧИНЕНИЯХ В ОДИННАДЦАТОМ КЛАССЕ

(продолжение)

      Но обратимся наконец к самому приказу.
      Приказ объявляет о том, что на экзамене в 2002/2003 учебном году темы снова будут открытыми. Но каким образом, как удивительно интересно будет проходить этот "процесс открывания"! Куда там математикам с их убогим воображением: ну, дали открытые темы - и тренируйтесь, дорогие детки, учитесь решать. Чем больше поработаете, тем лучше справитесь с экзаменом. И нервничать не надо… Нет, нам, литераторам, это не подходит. Нам нужна интрига, нервное ожидание, ажиотаж! Сначала, во второй декаде апреля, учащимся будет предложено…500 тем! Много? Не огорчайтесь и не спешите по ним готовиться - это временное предложение. Вот потом, во второй декаде мая, Министерство предложит учащимся уже 350 тем из названных ранее: 70 комплектов по пять тем. Вам неясно, для чего это темы объявляются в два приема? И нам неясно. Но зато какая интрига, какой полет воображения!

      Давайте посмотрим на структуру предлагаемых пакетов и на формулировки тем. Тема первая - анализ эпизода или анализ стихотворения 19-20 века ( стихотворение и эпизод указаны). Примеры тем: "Стихотворение Ф.И. Тютчева "Певучесть есть в морских волнах…" (восприятие, истолкование, оценка)" и "Сон Татьяны (анализ эпизода из 5-ой главы романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин")". Здесь все - с точки зрения жанра школьного сочинения - понятно, привычно и уже любимо. Вызывает сожаление только вот это "или" (анализ стихотворения или анализ эпизода). Почему наши выпускники должны быть лишены того, к чему готовились вот уже несколько лет? Кто-то много и плодотворно работал над анализом эпизода - и вот в пакете экзаменационных тем этого сочинения не окажется. Или обиженными окажутся те, кто чувствовал себя сильным в анализе стихотворения…
      Конечно, оба вида работы опираются на анализ текста. Но требуют они разных навыков и умений, даже разного уровня речевого развития (браться за анализ лирического произведения может только тот, кто в совершенстве владеет речью и тонко чувствует ее нюансы), и поэтому выбор - или один, или другой тип сочинения - принципиально неуместен.
      Под цифрой два (вторая тема) читаем: "Тема, сформулированная в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении". Проблемный вопрос - это замечательно. Все, что имеет неоднозначное решение, будит воображение учащихся, побуждает к размышлению… Но вот - образец такого сочинения: "Что изменилось в жизни ночлежников в финале пьесы М. Горького "На дне"?..
      Согласитесь: странная тема. В ее раскрытии не предполагается ни разговора об идейно-художественном своеобразии пьесы, ни о позиции писателя, ни о его мастерстве. Если я - в качестве ученика - напишу: "Актер удавился, Анна умерла, Ваську Пепла отправили на каторгу, все остальное в общем осталось по-прежнему" - это и будет ответом на тот вопрос, который предложен в качестве темы сочинения. Ибо перед нами - не сочинение, а формулировка письменного ответа на вопрос. Письменный ответ на вопрос - всего лишь проверка знания текста, сжатый пересказ содержания книги или ее фрагмента. Сочинение же предполагает свой взгляд на содержание произведения, некую идею, мысль ( "пусть даже одна, вторая - это уже изящество"). В сочинении ценятся композиционная продуманность, богатство и выразительность речи. В письменном ответе на вопрос это не учитывается, была бы речь правильной и грамотной.
      В практике литературы как школьного предмета существуют оба вида работы: и сочинение, и письменный ответ на вопрос. Молодые, начинающие учителя иногда путают их. Но можно ли было вообразить, что эти два вида ученической деятельности не различаются и … ну, скажем, на более высоком уровне?
      Вторая тема к пункту 2, предлагаемая в качестве образца, звучит так: "В этом появлении Христа в конце вьюжной петербургской ночи нет ничего неожиданного". Обоснуйте или опровергните высказывание М. Волошина о финале поэмы А.А. Блока "Двенадцать". Ну что ж, с проблемным высказыванием легче, по крайней мере, есть предмет для разговора. Может быть, за счет автора высказывания?

На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
РУССКИЙ ЯЗЫК. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 





Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности