Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная "КОЛОКОЛ" Реформа образования
 
В измененной редакции статья опубликована:
"Министерство образования тестирует учителей на выносливость и терпение". -
Петербургский Час Пик, 22-28 января 2003 г., №4 (262) и
"Новая история с Унтер-офицерской вдовой, или Еще раз о выпускных сочинениях в 11-м классе" (http://lit.1september.ru)



УНТЕР-ОФИЦЕРСКАЯ ВДОВА С МИНИСТЕРСКИМ ПОРТФЕЛЕМ,
ИЛИ
ЕЩЕ РАЗ О ВЫПУСКНЫХ СОЧИНЕНИЯХ В ОДИННАДЦАТОМ КЛАССЕ


Татьяна АЛЕКСЕЕВА,
методист по русскому языку и литературе
НМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга,
школьный учитель

      Можно любить, можно не любить творчество Гоголя, но вот отказать писателю в удивительной тонкости наблюдений и точности суждений нельзя никак. Обронит словечко - мимоходом, как бы невзначай, а глядишь - вылепился образ настолько яркий и колоритный, что сразу - и на века - входит то выражение в разряд "крылатых слов" и по универсальности и силе выразительности соперничает с русской пословицей. Так вот и с унтер-офицерской вдовой из пьесы "Ревизор" - с той самой вдовой, которая, по словам обезумевшего от страха и зарапортовавшегося городничего, "сама себя высекла"...
      Бессмертна унтер-офицерская вдова, и каждый раз является в новом облике. На этот раз вдова появилась…с министерским портфелем! И в портфеле том находился такой важный документ, как приказ Министерства образования Российской Федерации № 13-51 -125/13 от 28.10.2002 г. "О проведении письменного экзамена по литературе в 11 классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2002 /2003 учебном году".

      Чтобы это необыкновенное явление оценить должным образом, позволим себе небольшой экскурс в историю письменного экзамена по литературе, проще говоря, выпускного сочинения. Потому что то, что происходит в выпускным сочинением, весьма показательно - и сами темы сочинений, и количество их, и форма экзамена отражают все, в стране происходящее.
      За сравнительно небольшой период времени (с 1987 года) выпускное сочинение прошло путь от трех тем ( "Романтика и героика в произведениях М.Горького", "Пушкин - это наше все", "Комсомол - молодая гвардия перестройки") через почти бескрайнюю свободу пяти тем 1990 - 1992 годов ("Мое отношение к ….", "Любимые страницы …", "Я хочу рассказать вам о книге …" и т. п.) к восьми темам, начиная с 1997 года. Это было восхождение.
      Освободившись от политизированности, идеологической ориентации, поняв, что и бесконечная свободность - не достоинство, а недостаток формулировки, составители тем экзаменационных сочинений пришли к темам, ориентированным в основном на анализ художественного текста в единстве содержания и формы. Появились новые жанры - рецензия, анализ эпизода, анализ поэтического текста. Главным стало то, что и должно быть главным, когда мы имеем дело с художественным произведением - умение вглядываться в текст, видеть его достоинства и тот "инструментарий", с помощью которого произведение создано, умение увидеть и оценить мастерство автора. Коротко говоря, главным стало не "про что", а "как" создан литературный шедевр.

      Экзаменационные темы - мощнейший рычаг воздействия на уроки литературы, и с их помощью уроки литературы медленно, но верно стали разворачиваться в сторону формирования того самого "талантливого читателя", о котором мечтал С.Я. Маршак. Невозможно не отметить, что великая и многотрудная деятельность учителя литературы по воспитанию читательского таланта неявно, но тесно сопряжена с формированием нравственной основы личности и становлением истинно гражданской позиции подростков. И это не пустые фразы. В современных условиях именно школьная литература - и только школьная литература, как бы слабо, в силу многих объективных причин, ни справлялась она с этим своим предназначением, - служит основой для продолжения культурных традиций нации, потому что обращена к детям, к подросткам - к тем поколениям, которое через несколько лет войдут в жизнь и станут, в свою очередь, формировать культурные традиции. Именно потому так важно все, что имеет отношение к курсу литературы в школе, особенно к завершающему его этапу - экзаменам.
      Темы выпускных сочинений 1997-2002 учебных годов высоко поднимали планку сочинения - и для готовящих к сочинению, и для пишущих его. Высоко поднимали планку - кому для полета, кому для прыжка, кому для попытки дотянуться. Темы, предложенные в качестве образцов (вслушайтесь в слово!) в "Приложении" к названному выше приказу, планку эту опускают. Ее придется перешагивать - без желания, по необходимости…

- 1 - 2 - 3 - 4 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
РУССКИЙ ЯЗЫК. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 





Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности