Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ЗАДАНИЕ 15. ПРИМЕРЫ И КОММЕНТАРИИ

(окончание)

Белокурова С.П.
преподаватель русского языка и литературы
Санкт-Петербург

 

Ответ на поставленный вопрос дан в начале работы, тезис довольно точен: "Фет рисует природу в совершенно необычных образах: он будто пытается остановить мгновение…" Обоснование тезиса связано с поэтическим текстом, предложенным для осмысления, пересказа ученику удалось избежать, и, что важно, стихотворение цитируется уместно и грамотно – цитаты играют здесь роль комментария к аргументам пишущего. Итогом размышлений над предложенным вопросом, неким кратким обобщением сказанного могут стать предложения: Фет стремился запечатлеть именно изменчивость природы, разные моменты ее жизни, неповторимость разных ее состояний, ведь в каждый следующий миг времени картина мира меняется, и поэт стремится «остановить мгновение», «вписав» его в стихи.

Таким образом, обратившись к разбору этого сочинения, можно вспомнить о важных моментах, которые следует учитывать в работе: выбирать текстовые аргументы, подтверждающие выдвинутый тезис, опираться на анализ текста, соблюдать логику изложения.

Оценка задания – 6 баллов.

 

4). А. А. Фета часто называли «певцом мгновенья», поэтом-импрессионистом, потому что он умел запечатлевать мимолетные, но чудесные, уникальные состояния природного мира, малейшие изменения в природе – ее «чудные мгновения». Поэт умел передавать непосредственную радость от переживания этих «мгновений» в стихах – в слове, то есть делать преходящее бессмертным, вечным.

В стихотворении «Вечер» отражено не одно мгновение, а череда, как можно понять, неповторимых и прекрасных для поэта состояний природы, соответствующих движению времени – удивительному преображению мира в тот момент, когда вечер переходит в ночь. Приметы вечера – его звуки и краски – конкретны и загадочны одновременно: что «прозвучало», читатель не знает, но видит чуткость лирического героя к каждому мигу жизни природы. Фет, как бы переводя взгляд с одного предмета на другой, замечает и «ясную реку», и «померкший луг», и «рощу немую», и «золотую кайму» разлетевшихся, как дым, облаков, и «голубой и зеленый огонь» ночного неба. Смена пейзажных планов и их связь с движением времени – главный фетовский прием изображения природы. И каждый новый образ окружающего мира – это новое «мгновение», из которых в лирике Фета, «певца мгновенья», складывается образ «красоты» – главной составляющей художественного мира поэта.

Оценка задания – 5 баллов. Снижение по критерию, связанному с аргументацией и анализом: для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании. Недостатком сочинения, на наш взгляд, является отсутствие анализа как такового, эссеистический характер изложения, а также многословие. Проделаем работу по его сокращению и включению анализа текста и убедимся, что редактирование не нанесло ущерба качеству ответа.

А. А. Фета часто называли «певцом мгновенья», поэтом-импрессионистом, потому что он умел запечатлевать мимолетные состояния природного мира – «чудные мгновения» и передавать радость от переживания этих «мгновений» в стихах, то есть делать преходящее вечным.

В стихотворении «Вечер» отражено не одно мгновение, а череда неповторимых состояний природы, соответствующих движению времени. Прием смены планов придает стихотворению динамичность, ощущение движения времени. Приметы вечера конкретны и загадочны одновременно: читатель видит чуткость лирического героя к каждому мигу жизни природы. Фет замечает и рисует, используя эпитеты, «ясную реку», и «померкший луг», и «рощу немую», и «золотую кайму» разлетевшихся, как дым, облаков, и «голубой и зеленый огонь» ночного неба.

Смена пейзажных планов – главный фетовский прием изображения природы. И каждый новый образ окружающего мира – это новое «мгновение», из которых в лирике Фета складывается образ «красоты» – главной составляющей художественного мира поэта.

При выполнении заданий 8 и 15 нередко возникает вопрос о том, что считается искажением авторской позиции. «Авторская позиция – в литературном произведении выражение отношения автора к различным сторонам жизни, понимание писателем характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем. Художественное произведение воплощает авторский способ восприятия мира, который проявляется в выборе темы, проблемы, героев, т. е. содержания и формы произведения. Таким образом, авторская позиция проявляется во всех сторонах литературного произведения. То есть нельзя допускать искажения и необходимо показать, продемонстрировать понимание авторских оценок героев, событий, идей и т. д., которые обусловлены представлениями писателя/поэта о жизни, его взглядами и теми задачами, которые он ставит перед собой. Искажение авторской позиции свидетельствует о непонимании проблематики произведения в целом, авторского настроения, сущности характеров персонажей и т.п., в отличие от фактических ошибок, сигнализирующих о незнании конкретного сегмента содержания»1.

Общие рекомендации к заданиям 8 и 15, которые можно дать ученикам на этом этапе подготовки, таковы:

1. Начинайте ответ без вступления, сразу с формулировки тезиса-ответа.

2. Обоснуйте тезис конкретными суждениями, подтвердите их примерами из текста, которые, в свою очередь, следует проанализировать.

3. Старайтесь избегать в работе многословия.

Задания для самостоятельной работы

16. Кто из русских поэтов обращался к теме родной природы и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением А. А. Фета "Вечер"?

15. Какой предстает героиня в стихотворении А. А. Блока «В ресторане» (или «Незнакомка»)?

16. Назовите русских поэтов, в стихах которых нарисован образ женщины, и укажите, что сближает эти стихотворения с блоковским?


1 http://fipi.ru/ege-i-gve-11/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности