Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ЗАДАНИЕ 15

Белокурова С.П.
преподаватель русского языка и литературы
Санкт-Петербург

 

Задание 15 адресует к поэтическому тексту. Это, как правило, небольшое стихотворение. Это может быть как указанное в Кодификаторе поэтическое произведение, так и стихотворение одного из названных поэтов ХХ века, чьи произведения в Кодификаторе не перечислены. Напомним, что критерии оценки заданий 8 и 15 одинаковы, поэтому от пишущего требуется дать «ответ, содержательно соотнесённый с поставленной задачей и свидетельствующий о понимании текста приведённого стихотворения, и не исказить авторскую позицию. Кроме того, в «Кодификаторе» дан перечень теоретико-литературных понятий, знание которых необходимо для полного и глубокого ответа о прозаическом и поэтическом тексте.

Специфика поэтического текста не позволяет свести ответ исключительно к осмыслению содержания стихотворения (это стихотворение о природе, о любви, о дружбе, о зиме, о бабочке; в нем описывается… рассказывается о… и т. п.), продолжив суждение пересказом. Стихотворному тексту пересказ вообще противопоказан. Поэтому особое внимание следует обратить на задания 10 – 14: ответы на них (если, конечно, они будут даны правильно) помогут определить опорные понятия и термины, которые можно удачно включить в сочинение, при этом основное внимание следует в зависимости от вопроса сосредоточить на тематике, лирическом сюжете или образах поэтического произведения.

Обратимся к заданию.

Прочитайте стихотворение А. А. Фета «Вечер» и выполните задания 10–14 и 15.

ВЕЧЕР

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, –
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.

(А.А. Фет, 1855)


Задания 10 - 14 к стихотворению включают, в частности, такие вопросы:

«Далеко, в полумраке, луками // Убегает на запад река…». Как называется художественное описание природы в литературном произведении?

К какому приему прибегает поэт в строке: «Разлетелись, как дым, облака»?

Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, упоминая о «вздохах дня» в «дыханье ночном»?

Назовите художественное средство, неоднократно встречающееся в стихотворении и представляющее собой образное определение предмета («над ясной рекою», «в померкшем лугу» и т. п.).

В результате учащийся, выполнивший эти задания, «вооружен» такими терминами, как пейзаж, сравнение, олицетворение, эпитет. Осмысление роли художественных средств позволит увидеть своеобразие поэтического текста: в центре внимания поэта оказывается вечерний пейзаж, природа у Фета многообразна и одухотворена и т. п.

Теперь, внимательно перечитав стихотворение, можно определить опорные слова и сформулировать тезис-ответ на вопрос 15: Почему А. А. Фета часто называли «певцом мгновенья»?

Опорное словосочетание – "певец мгновения": поэт в слове запечатлевает мгновенное как вечное, имеющее непреходящую ценность (вспомним: «Этот листок, что иссох и свалился, // Золотом вечным горит в песнопенье»).

 


- 1 - 2 - 3 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности