Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ЗАДАНИЕ 8

(продолжение)

Белокурова С.П.
преподаватель русского языка и литературы
Санкт-Петербург

 

3) В данном фрагменте пьесы А.С. Грибоедова получает своё развитие тема обличения пороков высшего общества: чинопоклонства, угодничества, лести, страсти к деньгам. Она начинается ещё до приезда Чацкого в диалоге Софьи с Фамусовым, который говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Далее эта тема проходит через всю пьесу до конца, выявляя основные ценности так называемого «фамусовского общества» (богатство и чины), а также его отношение к службе. Таким образом, А.С. Грибоедов в своей комедии пытался достоверно отобразить нравы светского общества «века минувшего».

Тезис ответа в работе сформулирован неточно: В данном фрагменте пьесы А.С. Грибоедова получает своё развитие тема обличения пороков высшего общества: чинопоклонства, угодничества, лести, страсти к деньгам. Тема обличения пороков высшего общества в комедии есть, но она не основная. Считать предложения: Она начинается ещё до приезда Чацкого в диалоге Софьи с Фамусовым, который говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Далее эта тема проходит через всю пьесу до конца, выявляя основные ценности так называемого «фамусовского общества» (богатство и чины), а также его отношение к службе – привлечением текста нельзя, так как они никак не соотносятся с предложенным для осмысления эпизодом.

Оценка задания – 0 баллов: Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей (см. Критерии оценивания).

 

4) Главная тема комедии «Горе от ума» – это противостояние Чацкого фамусовскому обществу. Как говорит сам Чацкий: «В Москву я больше не ездок!» И его можно понять. Ведь это общество, пропитанное ложью, для него не существует никаких моральных принципов; а самое важное то, «что скажет княгиня Марья Алексеевна!?» Жизненная позиция Чацкого заключается в строках: «Служить бы рад // Прислуживаться тошно», а это никак не сходится с позицией Фамусова и его окружения.

Тезис ответа в работе сформулирован точно, хотя излишне конкретно: Главная тема комедии «Горе от ума» – это противостояние Чацкого фамусовскому обществу. Указание на Чацкого как конкретного участника противостояния лучше заменить указанием на новое поколение, «век нынешний», тем более герой упоминает эту знаменитую формулу, ставшую крылатой фразой и обозначением главной темы пьесы, в тексте эпизода: «век нынешний и век минувший». Развивающие доводы вызывают сомнения, так как не соотнесены с текстом эпизода, к тому же в работе отсутствует логика: тезис не получает развития в аргументах.

Оценка задания – 2 балла: Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента, авторская позиция искажена – 1 балл. Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании – 1 балл. Следование нормам речи (позиция Чацкого заключается в строках, есть две логические ошибки) – 0 баллов (см. Критерии оценивания).

 

5) В монологе Чацкого и протестующих репликах Фамусова развивается тема противостояния «века нынешнего» и «века минувшего», показано нарастание социального конфликта пьесы. Чацкий здесь – обличитель старых порядков, на деле – общепризнанных пороков, почитаемых в фамусовском обществе за достоинства. Его монолог, раскрывающий типичные черты представителей «века минувшего», имеет обличительный характер, реплики отточенны, почти афористичны: «Прямой был век покорности и страха», «А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели». Фамусов (как и все общество фамусовского дома) так свыкся со сложившимся порядком (лестью, чинопочитанием, возведёнными в ранг добродетели) и всеми его удобствами и выгодами, что в малейшем инакомыслии видит для этого порядка угрозу и опасность, о чем свидетельствует его реплика: «Он вольность хочет проповедать!». В последней реплике диалога Фамусов сулит «этим господам» удаление из столицы, что предвосхищает финал пьесы – отъезд Чацкого из дома Фамусова и из Москвы.

Тезис ответа сформулирован точно, при этом учащийся опирается на текст фрагмента пьесы, уместно используя цитату: В монологе Чацкого и протестующих репликах Фамусова развивается тема противостояния «века нынешнего» и «века минувшего», показано нарастание социального конфликта пьесы. Логика развивающих тезис доводов безупречна: Чацкий здесь – обличитель старых порядков, на деле – общепризнанных пороков… Фамусов (как и все общество фамусовского дома) так свыкся со сложившимся порядком и всеми его удобствами и выгодами, что в малейшем инакомыслии видит угрозу и опасность. Аргументируя свое мнение о главной теме пьесы, ученик кратко и в то же время исчерпывающе представляет участников противостояния, персонифицированные стороны конфликта – Чацкого и Фамусова. Понят и комический смысл эпизода: в малейшем инакомыслии [Фамусов] видит угрозу и опасность. Действительно, ничего особенно крамольного Чацкий не сказал, однако в сознании представителя «века минувшего» малейшее проявление свободы мысли представляет опасность, поэтому реакция Фамусова столь «непропорциональна» словам Чацкого. Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания образов Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов (Чацкий – Фамусов), реплик героев, финала, фактические ошибки отсутствуют.

Обратим внимание на лексику ответа: очевидно, что экзаменуемый весьма уместно и грамотно использовал те литературоведческие термины, которые в связи с предложенным эпизодом фигурировали в заданиях 1 – 7 (конфликт, реплика, монолог).

Оценка задания – 6 баллов: Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена – 2 балла. Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., фактические ошибки отсутствуют – 2 балла. Отсутствуют логические, речевые ошибки – 2 балла.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности