Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Примеры выполнения заданий, получившие высшую оценку экспертов ЕГЭ

Задания 15 – 17

Анастасия Макарова, 11 класс
Санкт-Петербург

 

Стихотворение А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…»

15. Какие особенности романтической поэзии нашли своё выражение в стихотворении А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…»?

В стихотворении А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…» можно увидеть такие особенности элегического романтизма, как романтический пейзаж, поэтизация действительности, создание образа идеального мира – мира мечты, где царят гармония и красота.

В частности А.А. Фет использует метафору, чтобы передать всё великолепие окружающего мира («В дымных тучках пурпур розы…»). При помощи многочисленных эпитетов («робкое» дыхание, «волшебные» изменения, «милое» лицо, «дымные» тучки) поэт создает у читателя представление о прекрасном мире. Фет показывает умение лирического субъекта видеть красоту природы и наслаждаться даже самыми обыкновенными явлениями, тем самым лирик подчеркивает близость человека и природы, их тесную связь. А.А. Фет демонстрирует «живую» жизнь природы, прибегая к использованию аллитерации («Трели соловья,/ Серебро и колыханье/ Сонного ручья»). Трепетное чувство лирического субъекта отражено при помощи анафорического повтора «и» («И лобзания, и слёзы,/ И заря, заря!»). Таким образом, поэт воплощает в своём стихотворении черты романтической поэзии, что помогает ему более эмоционально раскрыть любовные переживания.

16. В каких произведениях русской лирики звучит любовная тема и в чем эти стихотворения созвучны фетовскому?

Любовная тема звучит в таких произведениях русских поэтов, как «На холмах Грузии…» А.С. Пушкина и «Мне грустно на тебя смотреть…» С.А. Есенина.

В стихотворении «На холмах Грузии…» А.С. Пушкин, подобно А.А. Фету, рисует дивный пейзаж, показывая, что в природе царят покой и умиротворение. В обоих стихотворениях обращение к картинам природы является поводом для выражения чувств поэта.

А.С. Пушкин переходит от описания пейзажа («На холмах Грузии лежит ночная мгла,/ Шумит Арагва…») к отражению чувства лирического героя, вызванного невзаимностью и разлукой с возлюбленной («Мне грустно и легко…»). Поэт даёт понять, что стремление лирического героя обрести гармонию с окружающим миром и с самим собой помогает преодолеть даже разлуку, утрату любимого человека: «И сердце вновь горит и любит от того, что не любить оно не может».

Хотя А.А. Фет изображает не разлуку, а свидание любящих друг друга людей, состояние влюблённого также связано с миром природы. Именно пейзаж способствует созданию эмоциональной насыщенности стихотворения («И лобзания, и слёзы,/ И заря, заря!..»). Таким образом, поэту удаётся передать накал чувств лирического субъекта при помощи описания возвышенной, поэтизированной окружающей действительности.

Что касается стихотворения «Мне грустно на тебя смотреть…», Есенин, как и Фет, показывает гармоничность образа лирического героя, склонного к эмпирическому познанию мира. Так, С.А. Есенин обращает внимание на то, что герой, хотя и страдает, не теряет самообладания и умеет видеть положительные стороны жизни («Ну что ж! Я не боюсь его./ Иная радость мне открылась…»).

А.А. Фет, как позже Есенин, передает трепетное отношение лирического субъекта к мирозданию, его умение ценить все прелести жизни, что подчеркнуто поэтом при помощи средств художественной выразительности: эпитетов («робкое», «волшебные», «милое»), метафоры («в тучках … пурпур розы»). Итак, три стихотворения объединяет сходное отношение героев к бытию, несмотря на то, что любовь не всегда оказывается для них счастливой.

17. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» изображён конфликт личности и власти?

В поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» изображен конфликт личности и власти, а именно: честного купца Степана Парамоновича Калашникова и властей предержащих (опричника Кирибеевича, царя). В основу конфликта положен эпизод, в котором автор показывает, как любимый опричник царя Кирибеевич нанес оскорбление всему роду Калашниковых, преследуя Алёну Дмитриевну – жену Степана Парамоновича.

М.Ю. Лермонтов стремится обратить внимание читателя на то, что государственная власть судит не по принципу справедливости, а согласно собственным убеждениям: захочу – помилую, захочу – казню.

Для подтверждения этой мысли я хотела бы обратиться к эпизоду, в котором автор описывает «кулачный бой». Лермонтов прибегает к использованию такого стилистического приема, как антитеза, противопоставляя «честного», благородного купца Калашникова – бездуховному царскому опричнику Кирибеевичу. Так, поэт раскрывает мотивы и цели, побудившие героев выйти на «бой»: Степан Парамонович руководствуется нравственными установками, он настроен решительно («Выхожу… на смертный бой»), в то время как опричник, на первый взгляд, хочет лишь развлечь царя. Таким образом, изображение героев-антиподов помогает Лермонтову более глубоко охарактеризовать взаимоотношения государственной власти и частного человека. Важно отметить, что, согласно авторскому замыслу, своевольный опричник своим поведением оскорбляет не только жену купца, но и весь род Калашниковых, что говорит нам о нравственных «изъянах» государства.

В образе царя Лермонтов воплощает отрицательные, губительные черты власть имущих. Автор подчеркивает: царь – бесчестен. Вспомним обещание государя, данное перед боем: «Кто побьет кого, того царь наградит, а кто будет побит, того Бог простит». Лермонтов демонстрирует, что царь действует, исходя только из своих убеждений, ведь он не сдержал обещания и велел приготовить «веревочку» для купца Калашникова.

Контрастно образам представителей власти Лермонтов строит описание образа купца: он близок народу, обладает высокой нравственностью. Для того, чтобы показать истинный национальный характер героя, Лермонтов обращается к использованию фольклорных мотивов. Во-первых, неслучайно поэт выбирает жанр песни: этот жанр как нельзя точнее выражает близость главного героя к народу, тесную с ним связь. Более того, многочисленные повторы, постоянные эпитеты способствуют созданию образа героя – носителя русского национального характера, вбирающего в себя такие важные черты, как умение защитить своё человеческое достоинство, способность пожертвовать собой, чтобы сохранить «честное имя» всей семьи, ответственность за каждое своё действие. Лермонтов подчеркивает, что герой важен для народа: в финале поэмы автор использует такую художественную деталь, как «кленовый крест», стоящий на могиле купца. Кроме того, Лермонтов обращается к мотиву памяти: купец Калашников не забыт. Поэт отмечает, что каждый раз, когда люди оказываются возле могилы купца, они поминают его – кто песней, кто добрым словом.

Авторская позиция проявляется в разрешении конфликта личности и власти: симпатии поэта на стороне частного человека. Лермонтов высоко ценит качества купца Калашникова и с неприязнью относится к «государственному аппарату», показывая, с одной стороны, что конфликт неизбежен, а с другой – что победителем в нём выходит именно личность.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности