Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ЗАДАНИЯ 9 И 16
ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА

(продолжение)

Белокурова С.П.
преподаватель русского языка и литературы
Санкт-Петербург

 

Приведем примеры заданий 16, на которые даны ответы, оцениваемые 0 баллов:

16. Назовите русских поэтов, в стихах которых нарисован образ женщины, и укажите, что сближает эти стихотворения с блоковским («В ресторане»)?

Образ женщины встречается в творчестве многих русских поэтов. Здесь можно назвать стихотворения Пушкина «Я вас любил…» и «Alter ego» Фета. Объединяет эти стихи любовь к женщине.

Оценка задания – 0 баллов. Наиболее распространенные ошибки в заданиях 9 и 16 – отсутствие сопоставления. Это ответ, основанный на минимальном литературном контексте: экзаменуемый указывает названия двух произведений и их авторов, но не сопоставляет эти произведения с предложенным текстом. Такой ответ оценивается в 0 баллов.

 

9. Кто из русских писателей обращался к образу разбойника и что сближает этих персонажей с образом Пугачева (А.С. Пушкин. "Капитанская дочка")?

Образ разбойника нарисован в произведении А.С. Пушкина «Дубровский». Главный герой – «благородный разбойник» Владимир Дубровский, желая отомстить Троекурову, становится разбойником. И когда эта борьба закончилась не в пользу Дубровского, он покидает своих «соучастников в разбое и грабеже». Понимая, что они обречены, Дубровский распускает шайку, тем самым признавая бессмысленность разбойничьего образа жизни.

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» автор обращается к легенде «О двух великих грешниках», в которой атаман разбойников Кудеяр пролил много безвинной крови, но со временем его начали мучить угрызения совести и он стал молить Господа об отпущении грехов.

Оценка задания – 0 баллов: в данном задании не требуется обоснования выбора произведений, как в предыдущие годы, а требуется сопоставление текстов в заданном направлении анализа.

 

На этом этапе подготовки к ЕГЭ по литературе уместно поговорить о редактировании как одном из продуктивных и полезных видов деятельности. Работая над заданиями, необходимо научиться редактировать неудачные сочинения. Цель редактирования – устранение смысловых недочётов, содержательных недоработок, логических и фактических ошибок. Проделаем эту работу с целью выявить принципы и подходы к сопоставлению произведений.

В каких произведениях русской лирика нарисован образ моря и что сближает и различает их со стихотворением Жуковского «Море»?

Для сопоставления со стихотворением Жуковского «Море» выбрано стихотворение Пушкина «К морю».

1. Главное, что сближает стихотворение Жуковского «Море» и стихотворение Пушкина «К морю», – осмысление моря как символа свободы. Анализируя данные стихотворения, можно сказать, что в обоих произведениях авторы используют множество местоимений "ты", и это подчеркивает близость моря и лирического героя как нужных друг другу личностей. Море – это живое существо, что роднит и сближает поэтов. Лирические герои переносят свои личные переживания на созерцаемое ими море.

Ответ на вопрос о близости образов моря в элегиях Пушкина и Жуковского справедлив: главное, что сближает эти произведения, – осмысление моря как символа свободы. Однако дальнейшие рассуждения бессистемны и поверхностны, лишены логики (авторы используют множество местоимений "ты", и это подчеркивает близость моря и лирического героя как нужных друг другу личностей; море - то, что роднит и сближает поэтов). Но отсутствие четкой структуры работы не позволяет учащемуся точнее выразить свою мысль. Следует после формулировки тезиса сказать о сходстве образов, используя анализ конкретных текстов. Кроме того, следует указать и на различия: образ моря у Жуковского связан с тайной жизни, бытия в целом, у Пушкина – с романтическим пониманием свободы. Сделать вывод. Кроме того, допущена одна фактическая ошибка (лирические герои переносят свои личные переживания на созерцаемое ими море – лирический герой Жуковского не переносит свои переживания на образ моря).

Рассмотрим варианты редактирования работы.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности