Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная ЭКЗАМЕН ЕГЭ. Литература
 


ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ЗАДАНИЕ 15. ПРИМЕРЫ И КОММЕНТАРИИ

(продолжение)

Белокурова С.П.
преподаватель русского языка и литературы

 

Теперь рассмотрим четыре ученических сочинения и прокомментируем их, чтобы увидеть, как оцениваются задания 15, какие требования к ним предъявляются и каких ошибок при выполнении этого задания надо постараться избежать.

1). Особенностью мировосприятия Фета является преклонение перед природой, ее красотой. В стихотворениях Фета природа предстает взору читателя в чистых и светлых тонах, поэт растворяется в «пейзажах» красоты. Природа нисколько не реагирует на человеческие распри и конфликты, ее не трогают амбиции народных масс. Мир и любовь царят в ней. Стихотворение «Вечер» – это размышление о будущем России. Под метафорой скрыта мечта поэта о прекрасном будущем его родины, потому что «разлетелись, как дым, облака», хотя «вздохи» былого есть в «дыханье» сегодняшнего дня, но «зарница уж теплится ярко голубым и зеленым огнем» – перемены к лучшему уже близко, Фет верит в них и ждет. Поэтому его называют «певцом мгновения». В этом проявляется его любовь к родине.

Трудно поверить, что сегодня можно написать что-то, подобное этому сочинению. Это образец вульгарно-социологического истолкования текста в духе литературоведения 50-х годов. Во время подготовки к ЕГЭ нужно научиться правильно выбирать литературу для самостоятельной подготовки1.

Тезис-ответ здесь не связан с поставленным вопросом (в задании не спрашивалось об особенностях мировосприятия А. А. Фета и не требовалось попытаться раскрыть «подтекст» лирического произведения). В целом работу нельзя считать выполненной в первую очередь из-за смысловой, концептуальной ошибки: стихотворению Фета приписываются социальные мотивы, которых в лирическом произведении нет.

Можно ли трактовать искажение смысла произведения как фактическую ошибку? Полагаем, что можно. К фактическим ошибкам относятся не только неточное цитирование, ошибочные датировки, искажение сюжета, имён персонажей и авторов, названий текстов и т. п., но и искажение смысла анализируемого текста, исторических и биографических фактов: ...«Вечер» – это размышление о будущем России. …перемены к лучшему уже близко. Фет верит в них и ждет. …хотя «вздохи» былого есть в «дыханье» сегодняшнего дня. Поэтому отметим в работе 3 фактические ошибки.

Оценка задания – 0 баллов.

 

2). А. А. Фета часто называют певцом мгновения, так как он изображал мимолетные пейзажи, которые меняются в разные времена года и время суток иногда очень быстро и не повторяются. В стихотворении «Вечер» изображены вечер и наступление ночи, и как природа меняется в это время от вечера к ночи. И Фет описывает эти перемены. Мимолетный пейзаж сменяет один другой. Сначала был вечер: «в померкшем лугу», «прогорев золотыми каймами, разлетелись, как дым, облака», потом наступила ночь: «в дыханье ночном». Но скоро наступит утро. И опять все пойдет по новой: день, вечер, ночь.

Тезис-ответ сочинения сформулирован довольно точно: А. А. Фета часто называют певцом мгновения, так как он изображал... пейзажи, которые меняются иногда очень быстро, и не повторяются. Но, аргументируя свою мысль, учащийся в основном пересказал поэтический текст с минимальным комментарием.

Отметим как существенный недостаток сочинения и неудачный выбор и некорректное включение цитат: Сначала был вечер: «померкшем лугу», «прогорев золотыми каймами, разлетелись, как дым, облака», потом наступила ночь: «в дыханье ночном». Работе над уместностью, точностью и грамотностью цитирования стоит уделить при подготовке к ЕГЭ особое внимание. Предпочтительнее было бы сформулировать ту же мысль иначе. Например, сохранив стилистику автора работы, можно отредактировать предложение так: Сначала изображен вечер: поэт слышит, как «прозвенело в померкшем лугу», видит, как, «прогорев золотыми каймами, разлетелись, как дым, облака», потом он рисует наступление ночи, но замечает «в дыханье ночном» «вздохи дня». Можно предложить ученику переписать предложение заново, сохранив основную мысль, например: Поэт рисует образы меняющейся с наступлением вечера и приходом ночи природы: сначала «прозвенело в померкшем лугу», затем «прогорев золотыми каймами, разлетелись, как дым, облака» и стали слышны «вздохи дня… в дыханье ночном».

Оценка задания – 2 балла. Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого стихотворения. Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании. Следование нормам речи (изображал мимолетные пейзажи, природа переменяется в это время) – 0 баллов.

 

3). В стихотворении «Вечер» А. А. Фет рисует природу в совершенно необычных образах: он будто пытается остановить мгновение, поэтому его называют «певцом мгновенья». Обыденность окружающего мира в стихах поэта приобретает свою уникальность и неповторимость. В «Вечере» обычные река, луг, роща превращены поэтом в прекрасные образы пейзажа благодаря эпитетам и сравнениям («ясной», «померкшем», «немою», «как дым»). Эти мгновенные, как фотографии, детально зафиксированные картины окружающего, которые, как думает поэт, уже не повторятся, помогают понять любовь лирика к природе, умение понимать ее, одушевлять, не случайно Фет использует олицетворение «Вздохи дня есть в дыханье ночном». Пережив сильнейшую жизненную драму, Фет находит отраду в природе. Только она дает ему покой и гармонию. Красота природы – это идеал Фета, его муза, вдохновляющая его в поэзии и помогающая пережить все жизненные невзгоды.


1. Рекомендуем обратиться к учебникам И.Н. Сухих «Литература. 10 класс» и «Литература. 11 класс», где компактно и полно представлен материал школьной программы, причем изучаемые в курсе литературы XIX-XX веков произведения всегда не только включены в культурный контекст своей эпохи, но и соотнесены с близкими по тематике и проблематике произведениями других эпох. Такой подход, несомненно, позволяет успешно справиться с заданиями 9 и 16.

 

На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ УСТНО
ЕГЭ - РУССКИЙ ЯЗЫК
ЕГЭ - ЛИТЕРАТУРА
ИТОГОВОЕ ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ
ТЕСТЫ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности