Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
НА ОСНОВЕ ТЕКСТА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

Редкошеева Т. Н., Сабанцева М. Н.,
учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 571
с углублённым изучением английского языка,
Санкт-Петербург

(продолжение)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Как читать публицистический текст

1. Поставь цель чтения – понять автора.
2. Объясни значение незнакомого слова, опираясь на контекст.
3. Выдели в тексте основную информацию, записывая главные мысли по ходу чтения.

Алгоритм работы с микротемами

1. Прочитай микротему (абзац или несколько абзацев).
2. Ответь на вопрос «О чём прочитал?», используя ключевые слова микротемы, составь назывной план.
3. Сформулируй вопрос, который задаёт автор в микротеме, составь вопросный план.
4. Ответь на поставленный вопрос, составь тезисный план.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(ключевые слова выделены курсивом)

Микротема текста

Назывной план

Вопросный план

Тезисный план

(1)Один из крупных мыслителей ХХ века, Клод Леви-Стросс, говорил, что культура – это система табу и так было всегда. (2)В истории еще не было эпохи, когда объявлялись ненужными, изжившими себя все табу, кроме юридических («Разрешено все, что не запрещено»), когда финансовые и идеологические элиты при помощи купленных ими средств культуры, информации и пропаганды стремились бы лишить человека вечности, упразднить разницу между черным и белым, верхом и низом – без такой разницы жить, мол, легче и приятнее, и это называется прагматизмом.

Понятие культура

Зачем нужна культура?

Культура – это система табу, которая не позволяет «упразднить разницу между верхом и низом», между нравственным и безнравственным.

(3)Я убежден, что здесь начало неслыханной всемирно-исторической катастрофы, куда страшнее налета «боинга» на Всемирный торговый центр… (4)Чтобы это предотвратить, надо для начала хотя бы отдать себе отчет в том, что происходит, разуть глаза и открыть заткнутые уши. (5)Вспомним, что всегда, во все эпохи все религиозные, нравственные и идеологические учения исходили из того, каким должен бы быть человек. (6)Представления об этом могли быть разными, но сам импульс был поступательный, творческий, он требовал от человека трудиться над собой, в чем-то преодолевать себя. (7) Сейчас пестуется другой импульс – потребительский, удобственный, исключающий внутреннюю поступательность, вообще всякое самосозидание. (8) Душа не обязана трудиться, лучше воспроизводить себя такого, как я есть, а совершенствовать лишь условия и удобства моего существования. (9)Ничего стыдного нет, запретного тоже, стыд и запрет – тоталитарные категории, а у нас свобода.

Долг человека

Каким должен быть человек?

Человек должен быть нравственным, помнить о стыде и запрете, трудиться над собой.

(10)Понятия чести и достоинства остались только в формулировке судебного иска, в остальной жизни их, по-видимому, уже стесняются. (11) Нравственные понятия «можно» и «нельзя» заменены физическими «возможно» и «невозможно». (12)Что возможно, то и можно. (13)Это животный принцип, и это антропологическое преступление. (14)Ведь без различения между человеческим и, условно говоря, животным невозможно адекватное родовое самосознание человека. (15)Без него он погибнет, сойдет на нет.

Человеческое и животное начало

Зачем различать человеческое и животное начало?

Различие между человеческим и животным началом сохраняет самосознание человека.

(16)В каждом человеке две сущности, в каждом есть верх и низ, «природа» и дух, между ними идет постоянный диалог, нередко он перерастает в борьбу. (17)Дело культуры – не пресмыкаться в нижних этажах натуры, не потакать нашим слабостям, низменным тяготениям и дурным привычкам, но помогать тому, чтобы натура служила духу, а не наоборот.

«Природа» и дух

Чему должна служить культура?

Дело культуры служить духу, а не потакать натуре человека, его слабостям.

(18)Цивилизация служит удобству, культура требует труда. Леонид Хейфиц недавно сказал жестко и прекрасно: высокую культуру надо навязывать! (19)Мне скажут: а как же свобода? (20)А я отвечу: когда твой ребенок упрямо идет на красный свет – тащи его за шиворот, и никакой свободы! (21)Свобода – положительная ценность только тогда, когда она в системе других ценностей. (22)А когда свобода подменяет собой все другие ценности, когда остается одна, она истребляет все вокруг – и себя тоже. Как террорист-камикадзе

Цивилизация и культура

Почему высокую культуру цивилизации надо навязывать?

Высокую культуру, её положительные ценности надо навязывать ради спасения человека.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности