Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
НА ОСНОВЕ ТЕКСТА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

Редкошеева Т. Н., Сабанцева М. Н.,
учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 571
с углублённым изучением английского языка,
Санкт-Петербург

(продолжение)

 

Шаг V работы с текстом: написание фрагмента черновика сочинения.

Фрагмент сочинения, состоящий из следующих частей (проблема-комментарий-позиция автора), собирается из заготовок, сделанных в ходе работы с текстом (Шаги II –IV).

Пример фрагмента сочинения учащегося (курсивом выделены речевые клише).

Роль культуры в жизни человека. Этой сложной проблеме посвящён текст В.С. Непомнящего.

Чтобы разобраться в ней, думаю, нужно обратить внимание на мысль автора о том, что культура учит человека отличать нравственное от безнравственного. В предложениях 6-8 речь идёт о двух видах импульса: поступательном, творческом, который требует «от человека трудиться над собой» и потребительском, «удобственном», когда «душа не обязана трудиться», и в этом «ничего стыдного нет». Приведённые слова содержат глубокий смысл, ведь ими В. С. Непомнящий побуждает читателя совершить выбор в пользу культуры или…

Это рассуждение приводит автора к мысли о том, что культура служит духу, сохраняет человеческое в человеке. В предложении 16 говорится следующее: «… в каждом есть верх и низ, «природа» и дух, между ними идет постоянный диалог, нередко он перерастает в борьбу». Я думаю, что так автор напомнил читателю о том, что в человеке «дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей» и предложил каждому из нас войти в культуру ради себя самого, ради сохранения в себе образа и подобия…

В. С. Непомнящий, оставляя читателю право выбора, ясно формулирует собственную позицию по проблеме: культура служит спасению человека, сохраняет в нём нравственное начало.

Шаг VI: выражение своего отношения к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснование его.

На основе ключевых слов текста «человек» - «культура» создаётся утверждение-согласие (несогласие) с позицией автора. Обоснование положения может быть сделано как аргумент, обращённый к норме жизни в обществе.

Пример нормативного силлогизма.

Я согласен с автором в том, что между человеком и культурой существует неразрывная связь. Цивилизованный человек стремится сохранить нормы жизни в обществе ради себя самого, ради сохранения нравственных идеалов. Следовательно, каждый из нас должен стремиться войти в культуру, стать частью целого, дающего человеку защиту от агрессивного мира, отказавшегося от служения культуре.

Шаг VII: проверка сочинения по следующему алгоритму.

1. Подчеркни проблему и позицию автора одной чертой, проверь совпадение вопроса с ответом.
2. Выдели скобками примеры из текста.
3. Подчеркни волнистой линией аналитическую часть аргументации (выход за рамки текста).
4. Подчеркни двойной линией смысловую связь между примерами.
5. Проверь соблюдение орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых, этических норм.
6. Проверь соблюдение фактологической точности в фоновом материале.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности