Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
НА ОСНОВЕ ТЕКСТА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

Редкошеева Т. Н., Сабанцева М. Н.,
учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 571
с углублённым изучением английского языка,
Санкт-Петербург

(продолжение)

 

Шаг II работы с текстом: формулировка проблемы и позиции автора с использованием алгоритма действий. Покажем, как это работает.

1.Выделите ключевые слова в тезисах первой и последней микротем текста.

Пример (ключевые слова выделены курсивом): тезис первой микротемы текста: «Культура – это система табу, которая не позволяет человеку «упразднить разницу между верхом и низом», между нравственным и безнравственным началом». Тезис последней микротемы: «Высокую культуру, её положительные ценности надо навязывать ради спасения человека».

2.Свяжите ключевые слова в предложение, чтобы сформулировать позицию автора.

Пример: культура служит спасению человека, сохраняет в нём нравственное начало.

3. Преобразуйте позицию автора, являющуюся ответом на главный вопрос текста, в вопросительное предложение. Это и будет проблема текста.

Пример: «Чему и как служит культура?» или «Какова роль культуры в жизни человека?»

Шаг III работы с текстом: выбор обоснований, раскрывающих аспекты проблемы, по следующему алгоритму.

1.Перечитай вопросный и тезисный планы.
2.Выбери варианты ответов по проблеме текста.
3.Сформулируй обоснование автора своими словами.

Пример выбранных вариантов:

Вопросный план

Тезисный план

Аргумент (обоснование автора)

(2 микротема) Каким должен быть человек?

(2 микротема) Человек должен быть нравственным, помнить о стыде и запрете, трудиться над собой.

Культура учит человека отличать нравственное от безнравственного.

(3 микротема) Зачем различать человеческое и животное начало?

(3 микротема) Различение человеческого начала и животного сохраняет самосознание человека.

(4 микротема) Чему должна служить культура?

(4 микротема) Дело культуры – служить духу, а не потакать натуре человека, его слабостям.

Культура служит духу, сохраняет человеческое в человеке.

Шаг IV работы с текстом: подбор примеров и пояснение их значений с использованием алгоритма.

1. Запишите номера предложений примеров-иллюстраций или процитируйте небольшой фрагмент текста.
2. Ответьте на вопрос: «Что позволяет этот пример сделать автору?»

Пример иллюстраций и пояснений к ним:

Аргумент (обоснование автора)

Пример из текста

Пояснение (суждение, выходящее за рамки текста)

Культура учит человека отличать нравственное от безнравственного.

«Импульс поступательный, творческий требовал от человека трудиться над собой, преодолевать себя». (Предложение №6)
«Импульс – потребительский, удобственный […] душа не обязана трудиться […] ничего стыдного нет». (Предложения № 7, 8)

В. С. Непомнящий побуждает читателя совершить собственный выбор в пользу культуры или…

Культура служит духу, сохраняет человеческое в человеке.

«В каждом человеке две сущности, в каждом есть верх и низ, «природа» и дух, между ними идёт постоянный диалог, нередко он перерастает в борьбу». (Предложение № 16)

Автор напоминает читателю о том, что в человеке «дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей», и предлагает войти в культуру ради себя самого.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности