Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ
НА ОСНОВЕ ТЕКСТА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

Редкошеева Т. Н., Сабанцева М. Н.,
учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 571
с углублённым изучением английского языка,
Санкт-Петербург

 

Среди метапредметных результатов обучения, которым особое внимание уделяет ФГОС, важнейшая роль отведена таким познавательным УУД, как умение выполнять логические операции.

Задумываясь над вопросом, как работать с текстом, чтобы написать сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по русскому языку, обратимся к учебникам «Русский язык» под редакцией А. Д. Шмелёва. Они построены по модульному принципу (под модулем понимается единица организации материала, направленная на комплексное достижение метапредметных и предметных целей обучения).

Работая в системе (с 5 по 9 класс) над разделом «Текст» по данному учебнику, формируем следующие универсальные учебные действия учащихся, связанные с умениями:

- анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
- преобразовывать текст, используя разные формы представления информации;
- знать особенности текста-рассуждения;
- составлять собственное высказывание, соблюдая особенности текста-рассуждения;
- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
- выводить заключение о намерении автора или о главной мысли текста;
- создавать и редактировать собственные тексты.

Для написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по русскому языку необходимо овладеть не только вышеперечисленными умениями, но и технологией формирования типа правильной читательской деятельности, разработанной профессором Н.Н. Светловской.

Задачи этой деятельности на ЕГЭ обозначены в задании 27 КИМа по русскому языку. Требуется сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста. Включить в комментарий 2 примера-иллюстрации, пояснив значение каждого из них и указав смысловую связь между ними. Сформулировать позицию автора (рассказчика), выразив своё отношение к ней и обосновав его.

Обратимся к тексту публицистического стиля - фрагменту статьи В. С. Непомнящего1 о роли культуры в жизни человека.

(1)Один из крупных мыслителей ХХ века, Клод Леви-Стросс, говорил, что культура – это система табу и так было всегда. (2)В истории еще не было эпохи, когда объявлялись ненужными, изжившими себя все табу, кроме юридических («Разрешено все, что не запрещено»), когда финансовые и идеологические элиты при помощи купленных ими средств культуры, информации и пропаганды стремились бы лишить человека вечности, упразднить разницу между черным и белым, верхом и низом – без такой разницы жить, мол, легче и приятнее, и это называется прагматизмом.
(3)Я убежден, что здесь начало неслыханной всемирно-исторической катастрофы, куда страшнее налета «боинга» на Всемирный торговый центр… (4)Чтобы это предотвратить, надо для начала хотя бы отдать себе отчет в том, что происходит, разуть глаза и открыть заткнутые уши. (5)Вспомним, что всегда, во все эпохи все религиозные, нравственные и идеологические учения исходили из того, каким должен бы быть человек. (6)Представления об этом могли быть разными, но сам импульс был поступательный, творческий, он требовал от человека трудиться над собой, в чем-то преодолевать себя. (7) Сейчас пестуется другой импульс – потребительский, удобственный, исключающий внутреннюю поступательность, вообще всякое самосозидание. (8) Душа не обязана трудиться, лучше воспроизводить себя такого, как я есть, а совершенствовать лишь условия и удобства моего существования. (9)Ничего стыдного нет, запретного тоже, стыд и запрет – тоталитарные категории, а у нас свобода.
(10)Понятия чести и достоинства остались только в формулировке судебного иска, в остальной жизни их, по-видимому, уже стесняются. (11) Нравственные понятия «можно» и «нельзя» заменены физическими «возможно» и «невозможно». (12)Что возможно, то и можно. (13)Это животный принцип, и это антропологическое преступление. (14)Ведь без различения между человеческим и, условно говоря, животным невозможно адекватное родовое самосознание человека. (15)Без него он погибнет, сойдет на нет.
(16)В каждом человеке две сущности, в каждом есть верх и низ, «природа» и дух, между ними идет постоянный диалог, нередко он перерастает в борьбу. (17)Дело культуры – не пресмыкаться в нижних этажах натуры, не потакать нашим слабостям, низменным тяготениям и дурным привычкам, но помогать тому, чтобы натура служила духу, а не наоборот.
(18)Цивилизация служит удобству, культура требует труда. Леонид Хейфиц недавно сказал жестко и прекрасно: высокую культуру надо навязывать! (19)Мне скажут: а как же свобода? (20)А я отвечу: когда твой ребенок упрямо идет на красный свет – тащи его за шиворот, и никакой свободы! (21)Свобода – положительная ценность только тогда, когда она в системе других ценностей. (22)А когда свобода подменяет собой все другие ценности, когда остается одна, она истребляет все вокруг – и себя тоже. Как террорист-камикадзе… (В. С. Непомнящий)

Любая работа с текстом начинается с его чтения. Руководствуясь памяткой «Как читать публицистический текст» (Приложение 1), приступаем к выполнению заданий.

Шаг I работы с текстом:
- разделение текста на микротемы по ходу чтения;
- составление назывного, вопросного и тезисного планов с опорой на ключевые слова текста (Приложение 2).

Ключевые слова - сигналы, помогающие понять замысел автора, его позицию и обсуждаемую проблему.

Пример: в первой микротеме текста это слова «культура - табу - разница». Осмысляя их, формулируем пункт назывного плана «Понятие культура». Ставим вопрос, формулируя пункт вопросного плана: «Зачем нужна культура?». Даем на него ответ, формулируя пункт тезисного плана: «Культура – это система табу, которая не позволяет «упразднить разницу между верхом и низом, между нравственным и безнравственным началом».

Подобную работу выполняем и с остальными микротемами.

 


1 В.С. Непомнящий «Литературная газета» №52 от 26-31.12.2001 г.

 


- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности