Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная ЭКЗАМЕН ЕГЭ. Литература
 


ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ЗАДАНИЕ 17

(продолжение)

Белокурова С.П.
преподаватель русского языка и литературы

Предложим школьникам развернуть один из сформулированных тезисов по их выбору, например:

Смерть Катерины потрясла устои «темного царства», и подтверждение этому – протест Тихона против матери, когда тот обвиняет Кабаниху в смерти жены: «Маменька! Вы ее погубили! Вы! Вы!» Безропотный и безвольный Тихон укоряет властную, жестокую, не терпящую возражений Кабаниху, хотя он обманутый муж, а значит, унижен. Казалось бы, он не должен искать оправдания Катерине, но виноватой он считает не её, а мать. Если даже такой слабохарактерный человек решается выступить против матери, значит, устои «темного царства» начинают терять прочность.

После обсуждения и редактирования тезисов предложим учащимся написать сочинение по заданию 17.2 и самостоятельно оценить его:

Драма А.Н. Островского «Гроза» рассказывает о городе Калинове, который живет по своим законам. Герои пьесы – Дикой и Кабанова – своим поведением воплощают устои «темного царства», а именно: подчинение воле старших, ограничение свободы личности, грубость, лицемерие, ханжество и другие.

Главная героиня пьесы Катерина совершает самоубийство, видя в нем единственный способ спастись от нравственного насилия, тем самым, пусть невольно, протестуя против калиновских законов.

Её поступок потряс мир «темного царства», и это проявляется прежде всего в тех изменениях, которые происходят в поведении многих персонажей в финале драмы.

Тихон, безропотный, слабовольный, на протяжении всей пьесы не выходящий из повиновения матери, в финале открыто и принародно обвиняет ее в смерти жены: «Вы ее погубили! Вы! Вы!». Кулигин, все время действия пьесы наблюдавший за развитием драмы в семье Кабановых со стороны, в финальной сцене также открыто обвиняет самодуров Калинова в бездушии и немилосердии: «Тело ее здесь, а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!». Это кулигинское «вы» дорогого стоит: в лице Кабановой он обвиняет всех самодуров и мучителей. Да и обыватели – жители города – при драматической развязке не безмолвствуют, в их репликах – сочувствие Катерине: «…ушиблась, бедная! А точно, ребяты, как живая!».

После смерти Катерины власть самодуров уже не кажется абсолютной. Сам факт самоубийства героини подсказывает калиновцам, что «что-то подгнило в Датском королевстве». Катерина, действительно, как луч света, озаряет темноту города, вскрывает его пороки, освещает «темные углы» домостроевского быта.

(Примерная оценка – 10 баллов: 2, 3, 1, 2, 2).

По первому критерию 2 балла может быть поставлено потому, что в работе вопрос не соотнесен с авторской позицией.

Общие рекомендации к заданию 17

1. Проанализируйте вопрос, выделив в нем ключевые слова. Составьте тезисы ответа. Подберите текстовый материал.

2. Проверьте, соотнесена ли ваша точка зрения с позицией автора.

3. Избегайте неуместного цитирования, подмены ответа на вопрос пересказом.

Задания для самостоятельной работы

I. Проанализируйте предложенное сочинение по критериям.

17.3. Удалось ли Горькому в пьесе «На дне» ответить на вопрос: «Что лучше – истина или сострадание?»

В пьесе «На дне» М. Горький, как мне кажется, практически отождествляет понятия «истина» и «правда», «сострадание» и «ложь». Конфликт между этими понятиями и есть основной философский конфликт пьесы.

Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию: Лука не предлагает преодолеть трудности жизни, а призывает примириться с ними. Гуманизм же Сатина – это борьба за свои права Человека, осознавшего неправду и несправедливость мира. Что же лучше, согласно драматургу? Обратимся к драме.

Первый акт описывает ночлежку: в «подвале, похожем на пещеру», живут жалкие, опустившиеся, страдающие – «бывшие» люди. Они находятся на самом дне социального мира и не имеют ни сил, ни возможности выбраться отсюда. Но многие мечтают об этом: Клещ, Настя, Пепел не расстаются с мечтой вырваться из подвала.

Появление Луки, который находит ласковое слово для многих обитателей дна, кажется поначалу тем лучом света, которого так не хватало ночлежникам. Ведь Лука находит доброе, теплое слово для каждого, кто готов его слушать. «Христос всех жалел и нам так велел», – говорит Лука. Анну он успокаивает разговорами о блаженном покое после смерти, Актёру рассказывает о лечебнице от алкоголизма, Пеплу советует поехать в Сибирь, где нужны именно такие люди, Настю уверяет в существовании настоящей любви.

 

На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ УСТНО
ЕГЭ - РУССКИЙ ЯЗЫК
ЕГЭ - ЛИТЕРАТУРА
ИТОГОВОЕ ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ
ТЕСТЫ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности