Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная ЭКЗАМЕН ЕГЭ. Литература
 


ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ЗАДАНИЕ 17

Белокурова С.П.
преподаватель русского языка и литературы

После того как школьники познакомятся с требованиями задания 17, можно проанализировать с учащимися несколько сочинений, например:

17. Почему поэтичной, возвышенной Ольге Обломов предпочел прозаичную, приземленную Пшеницыну?

Илья Ильич Обломов – заглавный герой романа И.А. Гончарова, как почти все герои романов XIX века, проходит «испытание любовью», но это особое испытание: по замыслу автора, Обломов делает выбор между двумя любящими его женщинами – поэтичной, возвышенной Ольгой Ильинской и прозаичной, приземленной Пшеницыной. Так почему же Обломов предпочитает Ольге Агафью Матвеевну?

Вероятно, потому что деятельная и требовательная Ольга не могла стать частью того мира тишины и покоя, который беспрестанно рисовал в своем воображении герой, приблизилась к этому обломовскому «идеалу» как раз Пшеницына.

Ольга Ильинская «не красавица», но она грациозна, остроумна, деятельна. В ней нет «жеманства, кокетства, никакой мишуры». Ольга – утонченная натура, далекая от рутинного быта. Она до глубины души поразила Обломова исполнением «Casta Diva».

Почему же Ольга обратила внимание на лежебоку Обломова? Ей захотелось перевоспитать Илью Ильича, ей даже на время удалось изменить уклад его жизни. Обломов вставал рано, гулял с ней, стал с увлечением читать и писать: «На лице ни сна, ни усталости, ни скуки». Ольга полюбила «будущего Обломова». Но героиня не учла одного – она борется не с характером человека, а с традициями, которые складывались многие поколения. Ей не понять, что для Обломова и прогулки с ней, и чтение книг – уже подвиг. Ольга Сергеевна требовала слишком много, а это было заведомо невозможно. Гончаровский герой не мог измениться, как того требовала Ольга, это был бы уже не Обломов, а кто-то «другой». Таким образом, разрыв Ильи Ильича с Ольгой был предрешен задолго до того, как она зимой приехала к нему на Выборгскую сторону.

Пшеницына, в отличие от Ольги, изображена Гончаровым как женщина недалекого ума, не умеющая тонко чувствовать, но Агафья Матвеевна – отличная хозяйка. Она заботлива и терпелива, к тому же в ней Обломов «узнал» обещанную ему в жены няней Милитрису Кирбитьевну, которая символически воплощает образ жены-матери, заботящейся о муже, как о ребенке. Именно эти достоинства оценил Обломов. Штольц считает Пшеницыну «злым ангелом» Обломова. Да, в ней нет поэтичности и полета, но нельзя отнять у Агафьи Матвеевны главного – её любви к Илье Ильичу. Она не умеет выразить это чувство словами, но умеет бескорыстно служить любимому человеку, что ценнее всяких слов.

Ольга не могла сделать Обломова по-настоящему счастливым. Она пыталась сделать его таким, как хотелось ей, чтобы он жил, как хочет она. Но эта жизнь в тягость Илье Ильичу. И, окунувшись в простую полудеревенскую жизнь в доме Пшеницыной, Обломов будто бы попадает в прежнюю Обломовку и в финале произведения обретает наконец желанный покой.

В сочинении учащийся обнаруживает понимание проблемы и дает прямой ответ на вопрос: Вероятно, потому что… Ольга не могла стать часть того мира, который беспрестанно рисовал в своем воображении герой, приблизилась к этому обломовскому «идеалу» как раз Пшеницына. Проблема раскрыта, заявленный тезис убедительно аргументирован текстом: уместно включены цитаты, краткий пересказ, дана необходимая интерпретация микротем текста. В сочинении использованы такие теоретико-литературные понятия, как заглавный герой, образ, финал, роман, которые можно считать необходимыми и достаточными для ответа. Есть 2 нарушения логики: Ольга Сергеевна требовала слишком много, а это было заведомо невозможно; «На лице ни сна, ни усталости, ни скуки». Ольга полюбила «будущего Обломова», а также 1 фактическая ошибка: «злым ангелом» Пшеницыну назвал критик А.В. Дружинин. В работе можно отметить следующие речевые ошибки: …символически воплощает образ, …с традициями, которые складывались многие поколения.

Оценка – 11 баллов: 3, 2, 2, 2, 2.

Напомним, что содержательный аспект в задании 17 является определяющим: если по первому критерию ученик получает «0» баллов, задание считается невыполненным и не проверяется. Поэтому необходимо работать в первую очередь над содержанием сочинения. При этом напомним, что учащийся вправе предложить свое видение проблемы: баллы за собственную точку зрения не снимаются, но при условии, что она достаточно полно аргументирована.

Один из самых продуктивных тренингов к заданию 17 – составление тезисов.

Приведем пример составленных учащимся тезисов, выделим в них главное – то, что необходимо для содержательно полноценного ответа на поставленный вопрос.

17. Почему можно утверждать, что смерть Катерины потрясла устои «темного царства»?

1. Тихон в финале открыто обвиняет Кабаниху в смерти жены: «Вы ее погубили! Вы! Вы!».

2. Кулигин в финальной сцене также обвиняет самодуров Калинова в бездушии: «Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!».

3. Жители Калинова в финале драмы выражают сочувствие к Катерине: «…ушиблась, бедная!».

4. Кабанова, продолжая лицемерить перед обывателями города, уже не решается открыто тиранить Тихона: «Ну, я с тобой дома поговорю».

 

- 1 - 2 - 3 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ УСТНО
ЕГЭ - РУССКИЙ ЯЗЫК
ЕГЭ - ЛИТЕРАТУРА
ИТОГОВОЕ ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ
ТЕСТЫ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности