Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная ЭКЗАМЕН ЕГЭ. Литература
 


ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ЗАДАНИЕ 17

Белокурова С.П.
преподаватель русского языка и литературы

В задании 17 экзаменационной работы проверяется умение построить связное высказывание на одну из четырех предложенных тем, сформулированных как проблемные вопросы. В этой части работы у учащегося есть возможность выбрать один из четырех вариантов задания: первый адресует к произведениям первой половины XIX века, второй – к произведениям второй половины XIX века, третий – к произведениям XX века. При этом формулировка задания может представлять собой традиционный проблемный вопрос или включать цитату, требующую, по контексту задания, комментария, обоснования, выражения согласия или несогласия с предложенной трактовкой художественного текста, например:

17.1.

Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II, простившая Гринева, или Пугачев, пощадивший его?

В чем актуальность содержания комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Почему, несмотря на поражение Игорева войска, Русская земля встречает князя как героя?

17.2. Почему поэтичной, возвышенной Ольге Обломов предпочел прозаичную, приземленную Пшеницыну?

Почему Родион Раскольников в эпилоге романа берет в руки Евангелие?

Как вы понимаете слова одного из исследователей творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина, отмечавшего, что в щедринской прозе «злоба дня» оборачивается «злобой века»?

17.3.

Удалось ли Горькому в пьесе «На дне» ответить на вопрос: «Что лучше – истина или сострадание?»

Как вы понимаете слова М.И. Цветаевой: «Поэт революции и революционный поэт – разница. Слилось только раз в Маяковском»?

Один из критиков о главном герое А.И. Солженицына пишет, что он «растворяется» в коллективе, в массе зеков. Согласны ли вы с этим утверждением, или Иван Денисович остается личностью?

17.4.

Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе. (На примере одного-двух произведений 1990–2000-х годов).

 

Нужно выбрать только один из вопросов, дать на него конкретный ответ, обосновать свои суждения, опираясь на произведение и с учетом позиции автора. «При этом отвечающий может предложить собственную интерпретацию прочитанного при условии сохранения объективно значимых смыслов текста, заложенных автором».

Жанр ответа задания 17 – сочинение-рассуждение, по сути – аналог заданий 8 и 15, но большего объема. Требуется сформулировать тезисы, привести аргументы, проиллюстрировать их анализом элементов текста произведения и сделать выводы.

Критерии оценки задания 17:

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Баллы

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне, авторская позиция не искажена

3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция не искажена

2

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция искажена

1

Тема не раскрыта

0

2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями

Баллы

Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. (в сочинении по лирике привлекаются для анализа не меньше трёх стихотворений), фактические ошибки отсутствуют

3

Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., но допущены одна-две фактические ошибки, ИЛИ для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), фактические ошибки отсутствуют, И/ИЛИ в сочинении по лирике привлекаются для анализа только два стихотворения

2

Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), допущены одна-две фактические ошибки; ИЛИ для аргументации текст привлекается на уровне пересказа, фактические ошибки отсутствуют или допущены одна-две фактические ошибки, И/ИЛИ в сочинении по лирике привлекается для анализа только одно стихотворение

1

Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий), ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены три или более фактические ошибки

0

3. Опора на теоретико-литературные понятия

Баллы

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют

2

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий

1

Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий

0

4. Композиционная цельность и логичность

Баллы

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов

3

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

2

В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается

1

В сочинении не прослеживается композиционного замысла; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

0

5. Соблюдение речевых норм

Баллы

Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка

3

Допущено две-три речевые ошибки

2

Допущено четыре речевые ошибки

1

Допущено пять и более речевых ошибок

0

Максимальный балл

14



ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ УСТНО
ЕГЭ - РУССКИЙ ЯЗЫК
ЕГЭ - ЛИТЕРАТУРА
ИТОГОВОЕ ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ
ТЕСТЫ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности