Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная ЭКЗАМЕН ЕГЭ. Литература
 

Примеры выполнения заданий, получившие высшую оценку экспертов ЕГЭ

Задания 8 – 9

Анастасия Макарова, 11 класс
Санкт-Петербург


А.П. Чехов «Вишнёвый сад», действие I (фрагмент текста приводится частично (Ред.)):
Варя. Что же ты не спишь, Аня? <…> Гаев. Иду, иду… Ложитесь. От двух бортов в середину! Кладу чистого… (Уходит, за ним семенит Фирс.)

8. Как в приведённом фрагменте раскрывается внутренняя несостоятельность Гаева, объявляющего себя спасителем имения?

В приведённой сцене А.П. Чехов рисует образ Гаева, объявляющего себя «спасителем имения», но в действительности являющего собой инфантильного, несостоятельного человека. Автор передает излишнюю эмоциональность, впечатлительность героя при помощи такого драматургического средства, как ремарка: «сквозь слёзы». Более того, драматург обращает внимание на детали, которые играют важную роль в описании персонажа, к примеру Гаев кладет в рот «леденец», что указывает на «детскость» героя и в то же время позволяет читателю увидеть: «высокие» слова о поиске выхода из сложившегося положения ничего не значат, поскольку Гаев не может нести за них ответственность в полной мере. Большое значение Чехов придает и реплике Фирса, слуги Гаева («Когда же спать?»), тем самым отмечая: Гаев, хоть и находится в зрелом возрасте, но всё ещё нуждается в заботе и опеке. Очень показательной является и бильярдная лексика («От двух бортов в середину! Кладу чистого…»), к которой обращается драматург, чтобы изобразить одержимость персонажа игрой, намекая на несовместимость детских черт Гаева с его мнимой уверенностью в том, что «дело… в шляпе».

Таким образом, при помощи различных драматургических средств Чехову удаётся дать читателю понять, что за внешней серьезностью персонажа стоит внутренняя несостоятельность, а также, что все слова героя останутся лишь пустыми обещаниями, которые не могут быть воплощены в жизнь.

9. В каких произведениях русской литературы изображены герои – представители «уходящих эпох» и в чём этих персонажей можно сопоставить с Гаевым?

Герои-представители «уходящих» эпох изображены в таких произведениях русских писателей, как драма А.Н. Островского «Гроза» и комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».

А.П. Чехов в «Вишнёвом саде», подобно А.Н. Островскому в «Грозе», даёт понять, что за «высокими», как может показаться на первый взгляд, словами скрываются «низкие» помыслы, нравственная несостоятельность, что и позволяет сравнивать эти произведения. В «Грозе» драматург показывает, как «ханжа» Кабаниха чужих людей «оделяет», а домашних «поедом ест», тем самым показывая лицемерие героини, пытавшейся в глазах окружающих предстать достойным человеком, а на деле являющейся ханжой и деспотом. А.П. Чехов изображает помещика Гаева, который, хоть и безобиден для общества, но олицетворяет тип несостоятельного человека, вся «деятельность» которого заключается лишь в обещаниях. Так, Чехов отмечает разговорчивость Гаева, доходящего порой до абсурда («речь говорил перед шкапом… так глупо»); чрезмерную эмоциональность (драматург показывает её при помощи ремарки: «сквозь слёзы»), что свидетельствует об инфантильности героя, неумении совершать взрослые поступки.

А.С. Грибоедов, как и А.П. Чехов, подчёркивает неспособность героев принять «новую» эпоху, измениться, что и дает основание для сопоставления этих произведений.

В пьесе «Горе от ума» Грибоедов создает образ Фамусова, указывая на его прямую зависимость от старых устоев общества: герой занят традиционными увлечениями (дает балы и т. д.). Более того, автор приводит читателя к выводу: Фамусов в столкновении с «новым» человеком оказывается не в состоянии его понять («то-то все вы гордецы, спросили бы, как делали отцы»).

А.П. Чехов, подобно Грибоедову, представляет читателю образ героя, находящегося в статичном состоянии – не развивающегося. Так, Чехов выделяет склонность Гаева к игре в бильярд, обожание сладкого («всё состояние» потратил на леденцы), таким образом, передавая детские черты его характера, что позволяет судить о принадлежности героя к «прошлому», его замкнутости и ограниченности.


- 1 - 2 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ УСТНО
ЕГЭ - РУССКИЙ ЯЗЫК
ЕГЭ - ЛИТЕРАТУРА
ИТОГОВОЕ ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ
ТЕСТЫ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности