Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (задание 27)

(продолжение)

Белокурова Светлана Павловна,
учитель русского языка и литературы,
Заслуженный учитель РФ

Ещё один пример работы над комментарием.

Демоверсия 2019. Информация о тексте

Примерный круг проблем

Позиция автора

1. Проблема неприятия человека обществом. (Что может быть причиной неприятия человека обществом? Может ли человек изменить отношение к себе со стороны других людей?)

1. Причиной неприятия человека обществом может быть неспособность или нежелание людей присмотреться к тому, кто чем-либо отличается от них или ещё не имел возможности заявить о себе, совершив достойный поступок. Человек может завоевать расположение и уважение окружающих, проявив свои лучшие качества.

2. Проблема создания репутации, мнения о человеке. (Как создаётся репутация человека? Как формируется мнение о человеке?)

2. Репутация человека подчас зависит от первоначального впечатления, которое он производит на людей, и, кроме того, может определяться мнением отдельных людей, внушающих доверие окружающим благодаря своему положению в обществе, занимаемой должности. Если человек проявит скрытые от окружающих в силу каких-то обстоятельств свои лучшие черты, мнение окружающих о нём может измениться.

3. Проблема проявления внутренней красоты человека. (В чём проявляется внутренняя красота человека?)

3. Внутренняя красота человека проявляется в поступках, в честном и доброжелательном отношении к окружающим.

4. Проблема доверительного отношения к человеку. (Как нужно относиться к людям?)

4. К людям нужно относиться с доверием, стараясь рассмотреть то лучшее, что в них есть, и не подчиняясь бездумно мнению большинства, если оно основано лишь на первом впечатлении.

5. Проблема проявления честности. (В чём проявляется честность? Нуждается ли честность в поощрении?)

5. Честность проявляется в неспособности даже на время оставить у себя чужое, в стремлении как можно скорее вернуть людям то, что принадлежит им. Честность не нуждается в поощрении; честный человек просто не представляет себе, что можно не вернуть, присвоить себе то, что ему не принадлежит.

6. Проблема благодарности. (Когда возникает чувство благодарности? В чём оно проявляется? Кто нуждается в выражении благодарности?)

6. Чувство благодарности возникает в том случае, когда человеку оказана какая-то услуга. Человек стремится отблагодарить оказавшего услугу добрым словом или с помощью подарков, которые, как предполагается, могут доставить тому радость.

Выберем для сочинения проблему 2: Как формируется мнение о человеке?

Исходный текст
(пример-иллюстрация 1)

Пояснение выбора 1 примера (как связан с проблемой создания репутации, мнения о человеке)

(1)Мой отец и исправник были поражены тем, что нам пришлось переночевать в доме Селивана, которого все в округе считали колдуном и разбойником и который, как мы думали, хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами... (2)Кстати, о деньгах. (3)При упоминании о них тётушка сейчас же воскликнула: – Ах, боже мой! (4)Да где же моя шкатулка? (5)В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? <…>
(8)Шкатулка, очевидно, осталась там, на постоялом дворе, и теперь – в руках Селивана... <…>
– Он от меня не уйдёт! – говорил исправник. – (11)Наше счастье, что все знают, что он вор, и все его не любят: его никто не станет скрывать...

В самом начале текста Лесков намеренно создаёт атмосферу страха, вызванного недоверием к «вору и колдуну» Селивану, который, как думают персонажи, хотел их «убить и воспользоваться… вещами и деньгами». Рассказчик отмечает, что это единодушное мнение о Селиване: так считают «все в округе», а это в свою очередь не может не повлиять и на мнение читателя о герое: мы готовы поверить – Селиван не кто иной, как вор. Не случайно Лесков включает в текст диалог исправника и тётушки рассказчика о пропавшей шкатулке: цель этого приёма – показать, что никто не сомневается в виновности Селивана, все судят о герое безо всяких доказательств его вины, его репутация создаётся только на основании того, что «все его не любят».

Исходный текст
(пример-иллюстрация 2)

Связь. Пояснение выбора 2 примера

(48)Когда меня повезли после праздников в пансион, со мною опять была к Селивану посылка. (49)Я пил у него чай и всё смотрел ему в лицо и думал: «Какое у него прекрасное, доброе лицо! (50)Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?» (51)Эта мысль преследовала меня и не оставляла в покое... (52)Ведь это тот же самый человек, который всем представлялся таким страшным, которого все считали колдуном и злодеем. (53)Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен?

Однако во второй части текста лесковский Селиван предстаёт в совершенно ином свете. Противопоставляя два взгляда на Селивана – в начале и конце текста, – автор показывает: бывший «вор и разбойник», неожиданно для всех совершивший благородный поступок, на самом деле всегда был честным и скромным человеком, которому «не надо чужого». Это и есть «подлинный» Селиван, о существовании которого окружающие даже не подозревали. Лесков включает в финал текста внутренний монолог рассказчика, стремясь показать, как изменилось мнение прежних недоброжелателей о Селиване: теперь человек, который раньше «представлялся всем таким страшным, которого все считали колдуном и злодеем», любим и почитаем всеми. «Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен?» Ответ на этот вопрос - авторская позиция.

Позиция автора

Н.С. Лесков помогает читателям сделать очень важный вывод: нельзя судить о человеке, не узнав его хорошенько. Писателю горько сознавать, что репутация человека может зависеть от неверного поверхностного впечатления или сложившегося общественного мнения. И Лесков «подсказывает» читателям: мнение общества должно измениться, как изменилось оно у персонажей текста. Мальчик и его семья получили важный жизненный урок: не судите по внешности, не зная человека, судите по поступкам. Да и сам человек может проявить до поры скрытые от окружающих положительные качества, и это заставит людей по-иному взглянуть на него.

Отношение к позиции автора (согласие / несогласие) и его обоснование

ПРИМЕРЫ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ИЛИ ИЗ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ (такого требования нет в КРИТЕРЯХ ОЦЕНИВАНИЯ)

Писатель, безусловно, прав, утверждая, что о других нельзя судить, основываясь только на мнении общества или поверхностных впечатлениях. Нужно заглянуть глубже, оценить не внешность, а поступки. Я как читатель, а также фольклор и мировая литература «согласны» с Лесковым: герои такого типа, как Селиван (тут вспоминаются Золушка, Гадкий утёнок, Царевна-лягушка, Иван-дурак, Карлик Нос и другие персонажи), для того и созданы авторами, чтобы преподать нам урок, научить оценивать человека не по внешности, а по делам и помыслам.

Методическую помощь при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

  • документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2019 г.;
  • открытый банк заданий ЕГЭ;
  • учебно-методические материалы членов региональных ПК по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ

20 мая 2019 г.

 

На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности