Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (задание 27)

(продолжение)

Белокурова Светлана Павловна,
учитель русского языка и литературы,
Заслуженный учитель РФ

 

Примеры выполнения задания 27

Открытый вариант-2019 (текст Д.Л. Быкова). Информация о тексте

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема трагедии умного человека. (В чём состоит трагедия умного человека?)

2. Проблема непонимания гениального произведения современниками. (Как воспринимается художественное произведение современниками автора?) И т. д.

1. Трагедия умного человека заключается в невозможности найти понимание со стороны окружающих.

2. Современники писателя не всегда могут объективно оценить выдающееся художественное произведение. Писатель может оставаться не понятым современниками. И т .д.

Выберем для сочинения проблему 1

Исходный текст
(пример-иллюстрация 1)

Проблема. Пояснение (как связан пример с проблемой)

(14)Грибоедов попал в нерв: черта умного человека – изначально и неизбежно присущая уму, – увы, именно в этом. (15)Высказываться перед теми, кто не может тебя понять… (18)Потому что иное положение дел свидетельствовало бы о высокомерии... (21)Горькая и странная, эта пьеса – именно о том, как ум взыскивает диалога. (27)Грибоедов точно подметил ахиллесову пяту всякого большого ума: необходимость отклика, а в особенности потребность в любви.

В тексте Д.Л. Быков размышляет о том, в чём заключается «горе ума», горе умного человека?

Писатель, полемизируя с А.С. Пушкиным и В.Г. Белинским, считавшими Чацкого – из-за его неумения разобраться в окружающих людях – вовсе не умным человеком, заявляет: «Грибоедов попал в нерв: черта умного человека – изначально и неизбежно присущая уму, – увы, именно в этом: …высказываться перед теми, кто не может тебя понять», в отсутствии «высокомерия». Быковское «увы» тут отнюдь не случайно! В открытости Чацкого, буквально атакующего своими речами тех, кто не может его понять, и заключается причина неизбежного горького разочарования героя, а открытость – это, по мнению автора, «изначально и неизбежно присущая подлинному уму черта»: такой человек не может замкнуться в себе, он пытается достучаться до окружающих, «взыскивает диалога». Чацкий, стремящийся быть понятым, по-настоящему умён, но, увы, сожалеет автор, у большого ума есть не только преимущество перед окружающими, перед всеми этими молчалиными и репетиловыми, но и уязвимое место«ахиллесова пята»: «необходимость отклика, потребность в любви».

Исходный текст
(пример-иллюстрация 1)

Проблема. Пояснение (как связан пример с проблемой)
Связь. Позиция автора

(36)Горе ума – в вечном и обречённом поиске понимания, в искреннем неумении и нежелании вести себя так, чтобы «блаженствовать на свете». (37)Горе ума – в любви к Софье, потому что трезво оценивать возлюбленную – прерогатива буфетчика Петруши. (38)Горе ума, наконец, – в трезвом осознании того, что представляет собой общество.

Причина стремления Чацкого быть понятым для Быкова так же очевидна, как и ум героя: она не в отсутствии ума, как можно подумать, а в том именно, что герой не умеет и не желает «вести себя так, чтобы "блаженствовать на свете"», что он по своей природе не способен трезво осознать, «что представляет собой общество» и какова на самом деле его возлюбленная, «в вечном и обречённом поиске понимания», поэтому Чацкий беззащитен перед окружающими и обречён на неизбежное «горе уму».

К какому же выводу приводит нас Д.Л. Быков? Согласно писателю, умный человек ищет понимания – но не находит, ищет любви – но отвергнут. В невозможности взаимопонимания между умным одиночкой и толпой и заключается горе таких, как Чацкий.

Отношение к позиции автора (согласие / несогласие) и его обоснование

Трудно не согласиться с автором: такие люди и сейчас часто остаются непонятыми, так как общество не любит непохожих на него, тех, кто мыслит «по-другому». Они действительно всегда будут испытывать горе из-за своего ума. Но именно эта «немногочисленная, но неистребимая порода людей» является для нас примером того, как можно противостоять обывательскому миру, не плыть по течению, оставаться самим собой даже ценой страданий и одиночества.

В таблице примеры-иллюстрации «растворены» в комментарии пишущего и представляют собой части его предложений (опознать их можно по необходимым в таких случаях кавычкам).

Приведём пример той же работы, где примеры иллюстрации выделены практически в отдельные элементы сочинения. Это тоже возможный вариант построения комментария.

В тексте Д.Л. Быков размышляет о том, в чём заключается «горе ума», горе умного человека?

«Грибоедов попал в нерв», – заявляет Быков, противопоставляя своё видение главного героя комедии мнениям «великих» - А.С. Пушкина и В.Г. Белинского, которые ставят под сомнение ум Чацкого, главного героя комедии. Автор доказывает, что герой по-настоящему умён. Признаками подлинного ума автор считает следующие: умный человек не замыкается в себе, а пытается достучаться до окружающих: «…черта умного человека – изначально и неизбежно присущая уму, – увы, именно в этом: …высказываться перед теми, кто не может тебя понять». (1 пример с пояснением перед ним)

Но у героя есть своя «ахиллесова пята» – «необходимость отклика, а в особенности потребность в любви». (Связь) Причины стремления Чацкого быть понятым для автора так же очевидны, как и его ум: в герое «нет холодного презрения к тем, кто много ниже», он не умеет и не желает «вести себя так, чтобы "блаженствовать на свете"», он не способен по своей природе трезво осознать, «что представляет собой общество» и какова на самом деле его возлюбленная, то есть причины его трагедии не в отсутствии ума, как можно подумать, а в том именно, что герой беззащитен перед напором окружающих и обречён на неизбежное «горе уму». (Связь – противопоставление. 2 пример с пояснением после него).

К какому же выводу приводит нас Д.Л. Быков? Авторская позиция такова: согласно Быкову, взаимопонимание между умным одиночкой и толпой невозможно, и в этом заключается трагедия таких, как Чацкий. Такие люди часто остаются непонятыми, так как самодовольное общество не любит непохожих на него, тех, кто мыслит «по-другому». Они действительно всегда будут испытывать горе из-за своего ума. Но именно эта «немногочисленная, но неистребимая порода людей» является для нас примером того, как можно противостоять обывательскому миру, не плыть по течению, оставаться самим собой даже ценой страданий и одиночества.

 

На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности