Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (задание 27)

(продолжение)

Белокурова Светлана Павловна,
учитель русского языка и литературы,
Заслуженный учитель РФ

 


Основным источником информации о понимании текста экзаменуемым в 2019 году становится комментарий.

Комментарий к сформулированной проблеме

Комментарий должен писаться с опорой на прочитанный текст. Необходимо привести два примера-иллюстрации из текста. Под примером-иллюстрацией понимается отражение проблемы исходного текста в привлечённом текстовом материале (в цитате, во фрагменте текста, в указании на сюжетный элемент), то есть комментируется содержание, а не формальные стороны теста (не художественные средства).

Один пример-иллюстрация – это одна микротема текста.

Баллы

Кол-во прим.-иллюстр.

Наличие пояснений к примерам-иллюстрациям

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями

Опора на исходный текст

Фактические ошибки, связанные с пониманием исх. текста

5

2 примера

Есть к 2 примерам

Есть

Есть

Нет

4

2 примера

Есть к 2 примерам

Нет

Есть

Нет

2 примера

Есть только к 1 примеру

Есть

Есть

Нет

3

2 примера

Есть только к 1 примеру

Нет

Есть

Нет

2 примера

Нет

Есть

Есть

Нет

1 пример

Есть только к 1 примеру

Не может быть

Есть

Нет

2

2 примера

Нет

Нет

Есть

Нет

1

1 пример

Нет

Не может быть

Есть

Нет

0

0 примеров

Нет

Нет

Нет

Есть

 

 

1 и более

прокомментирована иная, проблема; дан пересказ; цитируется большой фрагмент

 

Ошибки в комментарии

  • комментирование отсутствующей в тексте проблемы;
  • использование проблемы для отвлечённых рассуждений;
  • комментирование компонента текста (пейзажа, интерьера, портрета и т. д.), имеющего косвенное отношение к проблеме;
  • пересказ исходного текста или его фрагментов;
  • переписывание больших фрагментов текста.

Пояснение к примеру-иллюстрации

Объяснение, истолкование приведённого примера: какую роль играет пример в обосновании понимания проблемы и её раскрытия в авторском тексте. Цель пояснения: выявить смысл авторского рассуждения о…/ повествования о…/ описания…/ какого-либо приёма в тексте с целью в итоге установить авторское отношение к проблеме => понять авторскую позицию.

Как избежать пересказа: что может «делать» автор?

Рассуждает, повествует, вспоминает, описывает, анализирует, подчёркивает, выделяет, размышляет, сравнивает, цитирует, опровергает, противопоставляет, сопоставляет, полемизирует, подробно рассматривает (что?); приводит (пример), опирается на (мнение, суждение), доказывает (что?), разделяет мнение (кого?), отмечает важность (чего?), подтверждает свои мысли (чем?), убеждает в (чем?), останавливается на (чем?), заставляет задуматься о (чем?), обращает внимание на (что?); создаёт (образ, атмосферу), использует (приёмы); подтверждает (свои мысли), включает и т. п.; а также: сопереживает, негодует, осуждает и т. п. Обращение автора к примеру, случаю, авторитетному источнику; прошлому, природе, истории и т.п. продиктовано (чем?).

Главное – ответить на вопросы: с какой целью? для чего? почему? зачем? по какой причине? чем вызвано…? чем объясняется…? какая связь между…? (в каждом конкретном случае).

Алгоритм работы над комментарием

  • выбрать части текста, связанные со сформулированной проблемой;
  • отобрать в соответствующих частях текста конкретный текстовый материал (цитаты, микротемы) для двух примеров-иллюстраций;
  • выбрать лексические средства для комментирования и написать пояснения – что делает автор? для чего? с какой целью? как данный конкретный пример связан с проблемой?
  • выявить связь между примерами-иллюстрациями: объяснить, как взаимодействуют выбранные для иллюстраций элементы текста.
 

На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности