Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная ЭКЗАМЕН ЕГЭ. Литература
 


ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ЗАДАНИЯ 9 И 16
ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА

(продолжение)

Белокурова С.П.
преподаватель русского языка и литературы

Приведем пример сочинения задания 9.

9. В каких еще произведениях русской литературы можно увидеть неоднозначное отношение автора к героям и в чем эти произведения можно сопоставить со "Словом..."?

Пример противоречивого отношения автора к герою можно увидеть в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». С одной стороны, Л.Н. Толстой осуждает бесчестные и подлые поступки Долохова по отношению к Пьеру и Николаю Ростову, с другой – показывает его человеком, способным любить, заботливым сыном и братом. Не случайно и в портрете Долохова соединены контрастные черты: «прекрасные» и «наглые» глаза.

Неоднозначно также отношение И.С. Тургенева к главному герою романа «Отцы и дети» Евгению Базарову. Автор симпатизирует Базарову за его честность, за самостоятельность суждений и независимость, но не принимает нигилистических взглядов, которые отстаивает герой, его отношения к природе и искусству, миру и людям в целом.

Ответ на первую часть вопроса сформулирован точно, при этом учащийся опирается на текст произведения. Далее пишущий последовательно отвечает на вторую часть вопроса, аргументируя свое мнение, кратко и в то же время исчерпывающе поясняя свою мысль: подтверждает авторское отношение к названному персонажу уместной цитатой в первом случае и комментированием авторской позиции – во втором.

Оценка задания – 0 баллов: пишущий отвечает на вопрос, называет первое произведение писателя Л.Н. Толстого, в романе которого нашла отражение указанная проблема – неоднозначное авторское отношение к герою, называет второе произведение писателя Тургенева, в романе которого нашла отражение указанная проблема, фактические ошибки в ответе отсутствуют, но не сопоставляет оба произведения с текстом в заданном направлении анализа.

Обратимся теперь к заданию для самостоятельной работы, в котором требовалось ответить на такой вопрос:

16. Кто из русских поэтов обращался к теме родной природы и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением А.А. Фета "Вечер"?

К теме родной природы и до, и после А.А. Фета обращались многие русские поэты, ведь отраженное в стихах настроение и состояние природного мира зачастую позволяет автору выразить свои переживания.

В «Зимнем утре» А.С. Пушкина так же, как и в «Вечере» Фета, картины природы вызывают у лирического героя ассоциации с чем-то светлым, чудным, потому что его переполняет чувство любви к природе, окрашивающее восторженным отношением все вокруг: и «великолепными коврами» лежащий снег - у Пушкина, разлетевшиеся, «как дым, облака», - у Фета, то есть самые обыденные, привычные детали пейзажа, получающие благодаря сравнениям необыкновенность, уникальность. Этот мотив «прекрасного в обыденном» и сближает пушкинское стихотворение с «Вечером» Фета.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» проникнуто чувством умиротворения и гармонии. Лермонтову, как и Фету, свойственно понимать и одушевлять природу. Одушевленная природа будто вступает в диалог с лермонтовским героем. Олицетворения позволяют увидеть эту связь: «студеный ключ лепечет… таинственную сагу», «ландыш серебристый приветливо кивает головой». Гармония, царящая в мире, помогает смирить тревогу в душе лирического героя. В этот момент и происходит единение с природой, с миром: «И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога». Мотив единения с природой есть и у Фета. Его герой, как и герой Лермонтова, созерцает вечернюю природу, как бы находясь в самом центре этого вечернего мира, переживая вместе с ней наступление ночи, чувствуя «вздохи дня» (тот же, что и у Лермонтова прём олицетворения). Мотивы умиротворяющей красоты окружающего мира – общие у Лермонтова и Фета, который так же, как и Лермонтов, вписывает человека-созерцателя в окружающий мир и дает ему возможность увидеть красоту природы.

 

Оценка задания – 10 баллов: экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, сопоставляет их с предложенным текстом. Особенно ценно в этой работе то, что выбор произведений продиктован личной позицией экзаменуемого: по его мнению, сближают стихи Пушкина и Лермонтова с «Вечером» Фета мотивы одушевления природы, ее умиротворяющей красоты, прекрасного в обыденном. Автор сочинения аргументирует свои суждения анализом текстов (роль сравнений в первом случае, и олицетворений во втором), показывающим, что сближает названные стихотворения.

 

На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ УСТНО
ЕГЭ - РУССКИЙ ЯЗЫК
ЕГЭ - ЛИТЕРАТУРА
ИТОГОВОЕ ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ
ТЕСТЫ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности