Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная ЭКЗАМЕН ЕГЭ. Литература
 


ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ЗАДАНИЯ 9 И 16
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Белокурова С.П.
преподаватель русского языка и литературы

 

Задания 9 и 16 Единого государственного экзамена по литературе нацелены на проверку умения включать анализируемое в заданиях 8 и 15 произведение (эпизод и стихотворение) в литературный контекст. Литературный контекст (от лат. contextus – тесная связь, соединение) здесь, конечно, понимается в широком смысле: как межтекстовые связи, позволяющие говорить об общности содержательных, стилистических, образных и т. д. особенностей произведений разных авторов и эпох, сопоставлять предложенный для осмысления текст с другими. Поэтому можно говорить о контексте темы, проблемы, образных контекстах и т. п. «Выполнение заданий 9 и 16 предполагает выход в литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) рассматривается в соотнесении с материалом курса в целом.

Ниже приведены примеры заданий 9 и 16.

– В каких произведениях русской литературы город становится предметом художественного изображения и что сближает эти произведения с гоголевским «Ревизором»?
– В каких произведениях русской литературы изображены герои, схожие с Фамусов по своим взглядам на мир и человека, и в чем их можно сопоставить с этим персонажем?
– В каких произведениях русской поэзии ХIХ века звучит тема «невыразимого» и что сближает эти произведения со стихотворением В.А. Жуковского «Море»?

Задания требуют краткого связного ответа и представляют собой проблемный вопрос, который связан с предложенным в КИМе произведением и при этом нацеливает на рассмотрение указанного художественного текста в литературном контексте, на умение устанавливать аналогии, соотносить и сопоставлять различные литературные факты, проверяет умение сопоставлять литературные явления, находить тематические, образные, персонажные и т. д. параллели. Выполняя задание, следует самостоятельно подобрать для контекстного сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, Л.Н. и А.К. Толстые; В.Л. и А.С. Пушкины).

При сопоставлении необходимо анализировать оба литературных произведения, привлекаемых для сопоставления: находить общие или различные аспекты содержания, приёмы, образы, делать выводы, используя при этом текстовые модели сопоставления типа: как А.С. Пушкин, так и Лермонтов…; Если А.С. Пушкин…, то Лермонтов...; В обоих текстах… и т. п.

Примеры заданий 9 и 16:

9. В каких еще произведениях русской литературы можно увидеть неоднозначное отношение автора к героям и в чем эти произведения можно сопоставить со "Словом..."? (К заданию 8: Как автор «Слова о полку Игореве» относится к своему герою?)

16. Кто из русских поэтов следовал пушкинской традиции в изображении природы и человека и в чем эти произведения можно сопоставть с пушкинским? (К заданию 15: Каков философский смысл стихотворения А.С. Пушкина «Туча»?)

Вопрос 9 и 16 требует назвать двух авторов и их произведения (одно из них может принадлежать автору, указанному в задании 8 и 15), соотносящихся с проанализированными в заданиях 8 или 15 текстами тематически, образно, эмоционально и т. д., а далее самостоятельно обосновать выявленные параллели. Например:

9. Что сближает с комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума» другие произведения русской классики, обращенные к злободневным вопросам?

16. Каким русским поэтам близок С.А. Есенин своим отношением к Руси? (С.А. Есенин «Запели тесаные дроги…»)

Критерии оценивания общие для заданий 9 и 16 (так же, как и заданий 8 и 15).

1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом

Баллы

Названо произведение и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена

2

Названо произведение, или указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена, ИЛИ названо произведение, и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, но авторская позиция искажена, ИЛИ названо произведение, или указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, но авторская позиция искажена

1

Не названо произведение и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа

0

2. Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом

Баллы

Названо произведение, и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена

2

Названо произведение, или указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена, ИЛИ названо произведение, и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, но авторская позиция искажена, ИЛИ названо произведение, или указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, но авторская позиция искажена

1

Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа

0

3. Привлечение текста произведения для аргументации

Баллы

Для аргументации тексты двух выбранных произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., фактические ошибки отсутствуют

4

Для аргументации текст одного выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.; текст другого выбранного произведения – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

3

Для аргументации тексты двух выбранных произведений привлекаются на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), ИЛИ текст единственного выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей, а текст другого выбранного произведения не привлекается, И/ИЛИ допущены две фактические ошибки

2

Для аргументации текст единственного выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст другого выбранного произведения не привлекается, И/ИЛИ допущены три фактические ошибки

1

Для аргументации суждений не привлекается текст ни одного из выбранных произведений, И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки

0

4. Логичность и соблюдение речевых норм

Баллы

Отсутствуют логические, речевые ошибки

2

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая). Суммарно не более двух ошибок

1

Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)

0

Максимальный балл

10

Итак, требования к ответам заданий 9 и 16 таковы: понимание специфики задания, точность и полнота ответа, убедительное сопоставление этих произведений с предложенным текстом в заданном направлении анализа, привлечение литературного контекста, точность фактического материала. Главное здесь – правильное понимание смысла вопроса. По новым критериям 2018 года приводить обоснование выбора произведения для сопоставления не нужно.

 

- 1 - 2 - 3 - 4 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ УСТНО
ЕГЭ - РУССКИЙ ЯЗЫК
ЕГЭ - ЛИТЕРАТУРА
ИТОГОВОЕ ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ
ТЕСТЫ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности