Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная ЭКЗАМЕН ЕГЭ. Литература
 


ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

 

Белокурова С.П.
преподаватель русского языка и литературы
Санкт-Петербург

Дорогие выпускники!

Вы, конечно, уже познакомились с демоверсией контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по литературе 2018 года. Экзаменационная работа по литературе ЕГЭ-2018 состоит из 2-х частей, включающих в себя 17 заданий. Обратите внимание, что в ЕГЭ по литературе 2018 года внесены существенные изменения, отражённые в «Методических рекомендациях по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом»1 (2018), в частности: «усовершенствованы критерии оценивания развёрнутых ответов. <…> Усилен контроль за качеством речи экзаменуемого (речь оценивается в ответах на все задания); уточнены требования к выполнению сопоставительных заданий 9 и 16: в инструкциях к ним нет требования давать обоснование выбора примера для сопоставления, что отражено в критериях их оценивания; введено четвёртое задание в часть 2 (темы сочинений варьируются с учётом жанрово-родового разнообразия литературного материала и литературной эпохи); максимальный балл за всю работу увеличен с 42 до 58 баллов».

Структура экзаменационной работы

В экзаменационной работе выделены две части и принята сквозная нумерация заданий. КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

В части 1 предлагается выполнение заданий, содержащих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приёмы, различные виды тропов и т. п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.

Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1–7), требующих написания слóва, или словосочетания, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (задания 8, 9).

Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению: 5 заданий с кратким ответом (10–14) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (задания 15, 16).

Часть 2 работы требует от участников ЕГЭ написания полноформатного развёрнутого сочинения: предлагаются 4 темы (17.1–17.4), из которых нужно выбрать только одну и дать на неё развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов. В «Методических рекомендациях по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом» (2018) сказано, что «внутренняя логика компоновки набора из четырёх тем определяется несколькими подходами. Темы сочинений охватывают важнейшие этапы отечественного историко-литературного процесса и формулируются по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в., литературы ХIХ – ХХI веков (включая новейшую литературу 1990–2000-х гг.). В наборе тем могут использоваться разные формы предъявления задания: в виде вопроса или тезиса (утверждения). Темы задания 17.1–17.4 различаются также особенностями формулировок. Одна из них может носить литературоведческий характер (на первый план выдвигается литературоведческое понятие). Другая нацеливает экзаменуемого на размышление над тематикой и проблематикой произведения(-ий) конкретного автора. В наборе может быть представлена тема, ориентирующая экзаменуемого на создание сочинения, близкого к читательскому дневнику. Однако её не следует рассматривать как «свободную», поскольку она строго прикреплена к конкретному литературному материалу и требует его анализа. Ещё один вариант задания 17.1–17.4 – это тема, близкая к литературному обзору. Обращение к теме такого типа позволяет экзаменуемому свободно выбирать текст и даёт ему возможность проявить свои читательские интересы».

Мы публикуем материалы, которые могут помочь многим из вас подготовиться к экзамену по литературе. Следует помнить, что ни одно пособие по подготовке к ЕГЭ не даст исчерпывающих рекомендаций, позволяющих ответить на все вопросы и повторить все тексты школьной программы. Поэтому, как мы полагаем, гораздо важнее понять принципы написания сочинений ЕГЭ по литературе, то есть научиться понимать суть предложенных заданий и давать на них самостоятельные, содержательные и точные ответы.

Напоминаем, что задания с развёрнутым ответом 8 и 15 предполагают точно сформулированный и аргументированный в первую очередь текстом эпизода (стихотворения) ответ на поставленный вопрос. Эти требования ориентированы на критерии оценки сочинений частей 8 и 15.

Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом

Оценка выполнения заданий 8 и 15

Развёрнутый ответ ограниченного объёма (5–10 предложений). Указание на объем условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объёме).

Если по критерию 1 («Соответствие ответа заданию») ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов. Если по критерию 2 («Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по критерию 3 («Логичность и соблюдение речевых норм») работа не оценивается, в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 по критерию 3 выставляется 0 баллов.

1. Соответствие ответа заданию

Баллы

Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена

2

Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена

1

Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей

0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

 

Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют

2

Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки

1

Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ допущено более двух фактических ошибок

0

3. Логичность и соблюдение речевых норм

 

Отсутствуют логические, речевые ошибки

2

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая)

1

Суммарно не более двух ошибок

0

Максимальный балл

6

Итак, главный критерий ответов 8 и 15 – содержательный: точность ответа на вопрос и полнота аргументации с привлечением анализа текста (фрагментов, образов, микротем, деталей, художественных средств и т. п.) определяют балл, который можно получить за эту часть экзаменационной работы.

Чтобы точно ответить на вопрос, рекомендуем выделить в нем главный содержательный аспект (опорное, ключевое слово или словосочетание), иначе говоря, разобраться в том, о чем нас спрашивают. Например, в задании: «Как в указанном эпизоде (предложен эпизод первой встречи Аркадия и Базарова с Ситниковым в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети») проявляется авторское отношение к Ситникову?» – опорным словосочетанием будет "авторское отношение". Тезис: «Отношение И.С. Тургенева к Ситникову – презрительно ироническое» – должен предварять ответ о том, при помощи каких художественных средств и приёмов это отношение проявляется в эпизоде.


1 http://fipi.ru/ege-i-gve-11/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf

 

ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ УСТНО
ЕГЭ - РУССКИЙ ЯЗЫК
ЕГЭ - ЛИТЕРАТУРА
ИТОГОВОЕ ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ
ТЕСТЫ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности