Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная ЭКЗАМЕН Готовимся к ЕГЭ
 

РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОВТОРИТЕЛЬНЫЙ КУРС

ОТ АВТОРА

Т.И. Сурикова,
доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ,
кандидат филологических наук

ПРЕДИСЛОВИЕ

(ЕГО ОБЫЧНО ПРОЛИСТЫВАЮТ, НО МЫ СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ)

Русский язык. Повторительный курс «Ипачиму нильзя писать какгывариш ивапще зачем нужна этаваша прываписанья?» Поняли? Надо же, не поняли. Прочитайте еще раз. Ну теперь–то поняли: «И почему нельзя писать, как говоришь, и вообще зачем нужно это ваше правописание?»

Затем в первую очередь и нужно, чтобы люди легко могли понять друг друга без перевода с русского на русский. Мы написали всего одну фразу, пренебрегая правилами, так, как услышали. А сколько времени вы потратили, чтобы ее расшифровать. Теперь представьте себе, что так написан весь текст, да не один: так пишут все. Стивен Спилберг со своими ужастиками может отдыхать!

Кроме того, благодаря литературной норме – общепринятым правилам употребления языка, часть которых являются и нормы правописания, возможно сохранение и преемственность знаний, национальный культурных традиций между поколениями.

И, наконец, представьте себе в руках экзаменатора работу, написанную в стиле фразы, с которой мы начали. Не важно, что это будет: сочинение, изложение или тест. Он обязан всю вашу работу прочитать. Обязан! Так не будите же в нем зверя. Так что, пусть наука о языке вам покажется времена очень сложной, правила правописания слишком многочисленными и заумными, учить их все равно надо, НА–ДО, а относится к ним, если не с любовью, то, по крайнем мере, терпимо, как к неизбежности. А все, кто работал над этой книгой: автор, редактора, рецензенты, – по мере сил старались облегчить вам эту задачу.

Хотя материал в книге ситематизирован по темам правописания, каждая из них включает необходимый, предусмотренный школьной программой справочный материал по словообразованию, морфологии, синтаксису, представленный в удобных для использования таблицах. Материал в книге сгруппирован таким образом, чтобы тему обобщить, представить ее основные логические закономерности. Наиболее сложные и многоплановые темы (см., например, «Правописание Н и НН в разных частях речи», «Правописание частиц НЕ и НИ») представлены в определенной последовательности – системе шагов, облегчающей усвоение темы. Подобная подача материала часто избавляет от необходимости заучивать множество частных правил, которые легко вывести логическим путем.

Если вы хотите чтобы вас правильно поняли, недостаточно писать без ошибок: не лишне было бы сформулировать свою мысль подобающим образом. Поверьте, это сложное дело. Именно поэтому выписки из абитуриентских сочинений – жанр бессмертный: Маленькая княгиня лежит в гробу и спрашивает: «Что плохого я вам сделала?», Тарас Бульба не захотел мочиться в реке и пошел в камыши, Пушкин любит свою няню и часто обращается к ней в стихах: «Выпьем с горя, где же кружка?», Чиновники уездного города мечтают закрыть глаза ревизору на творящиеся безобразия. Между прочим, «закрыть глаза ревизору» – значит быть радом с ним, когда он умирает (о таком подарке судьбы эти чинуши даже и мечтать не смели). Вы хотите подобного «бессмертия»?

Чтобы развивать и корректировать навыки письменной речи, построения текста, специальный раздел книги посвящен литературной правке текста, рассмотрению типичных речевых ошибок, и это также, на наш взгляд, выгодно отличает это пособие от аналогичных, подавляющее большинство из которых ограничивается правописанием.

Заниматься по этому пособию можно как с преподавателем, так и самостоятельно. В начале курса даны общие тесты, по которым вы сможете выявить свои пробелы, а в конце – ключи, по которым вы можете себя проверить. Если вы покажете приличные результаты (пять – шесть ошибок в каждом тесте) и сможете объяснить свое написание, можете сразу выполнять повторительные упражнения и писать диктанты, чтобы поддержать спортивную форму. Если нет, засучивайте рукава и флаг вам в руки. И запомните: во всех литературных цитатах вы можете писать слова и ставить знаки в предложениях по современным правилам. Хотя в ключах наиболее распространенные расхождения между правилами и авторскими написаниями указаны.

Но вот стилистикой в любом случае полезно заняться в полном объеме.

А теперь начали. Желаем удачи!


P.S. Книгу можно купить в Интернет-магазине "Озон" Купить

Главы, опубликованные на сайте:

1. Правописание приставок ПРЕ и ПРИ
2. Правописание Н и НН во всех частях речи

3. Основы пунктуации. Принципы русской пунктуации. Виды и значения знаков препинания
4. Основы пунктуации. Двоеточие и двойное тире при выражении пояснительных отношений

5. Состав предложения. Главные члены грамматической основы простого двусоставного предложения
6. Состав предложения. Определения основных терминов простого предложения
7. Односоставные предложения в современном русском языке
8. Второстепенные члены простого предложения

 

ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ УСТНО
ЕГЭ - РУССКИЙ ЯЗЫК
ЕГЭ - ЛИТЕРАТУРА
ИТОГОВОЕ ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ
ТЕСТЫ РУССКИЙ ЯЗЫК: ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности