Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная ЭКЗАМЕН Готовимся к ЕГЭ
 

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

ГОТОВИМСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ЕГЭ
(задания А13 и В1)

(продолжение)

Е.П. Холодова,
преподаватель русского языка и литературы СПбГУ

Переход слов одной части речи в другую

Этот способ образования новых слов является неморфологическим, поэтому необходимость «опознания» таких слов относится скорее к заданию А11, в котором требуется указать правильную морфологическую характеристику предложенного слова. Одна из трудностей при выполнении данного задания обусловлена тем, что абитуриенту очень трудно «смириться» с тем, что, например, слово «путём» может «оказаться» не именем существительным, а предлогом. Разумеется, данное задание позволяет проверить прежде всего ваше знание частей речи.

Однако причины ошибочных ответов нередко связаны именно с незнанием того, что слова могут образовываться путем перехода из одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, слово приобретает иное общее значение, теряет ряд своих грамматических признаков, но приобретает новые. Например, ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменяется).

ПРИМЕРЫ

  1. Рядовой случай – прилагательное, обозначает признак.
    Рядовой из соседней части – существительное, обозначает лицо.

  2. Первый год учебы – числительное, обозначает порядок при счете.
    Иванов – первый (лучший) ученик – прилагательное, обозначает признак.

  3. Он шел впереди – наречие, обозначает признак действия.
    Впереди колонны шел знаменосец – предлог, служит для выражения пространственных отношений.

  4. Гость встал, благодаря хозяйку за обед – деепричастие, называет добавочное действие.
    Благодаря заботливому уходу больной быстро поправился – предлог, служит для выражения причинных отношений.

  5. Что он показал? – местоимение, указывает на предмет.
    Он сказал, что устал – подчинительный союз, связывает части сложного предложения.

  6. Мне нужна одна ручка, а не две – числительное, называет количество.
    Одна ты мне дорога (только ты) – частица, ограничительное значение.

Чтобы лучше разобраться, как происходит образование нового (то есть данного вам) слова, следует составить словообразовательную пару, то есть найти слово, от которого непосредственно образовано данное. Например: глупость от глупый (глупость   —   глупый); влево от левый (влево   —   левый).

Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга. Словообразовательная цепочка может состоять из трех и более однокоренных слов: боль   —   болеть   —   болезнь   —   болезненный.

Составление таких цепочек помогает выяснить последовательность образования слова и правильность его морфемного состава. Именно цепочка позволяет выявить значение каждой морфемы и её верные границы.

Неисполнительность   —   исполнительность   —   исполнительн(ый)   —   исполнитель   —   исполни(ть)   —   полн(ый)
Переоснащение   —   оснащение   —   оснастить   —   снасти
Примирительница   —   примиритель   —   примирить   —   мирить   —   мир.

Анализируя морфемный состав слов и устанавливая способ образования, вы должны не забывать о таком явлении, как чередование звуков. Такая замена одного звука другим в пределах одной морфемы отражается на письме и называется чередованием.

Это явление лежит в основе многих орфографических правил, поэтому вам следует быть особенно внимательными, когда вы сталкиваетесь с чередованием, анализируя морфемный состав слова. Чередование – явление, которое происходит и при образовании форм одного слова, и при образовании новых слов. Напомним некоторые чередования:

свет   —   свеча   —   освещение (т//ч//щ)
ситец   —   ситчик (ц//ч)
любить   —   люблю (б//бл)
воздух   —   воздушный (х//ш)
водить   —   вожу   —   вождение (д//ж//жд)
бросить   —   брошу (с//ш).

Чередоваться могут не только согласные, но и гласные:

загорать   —   загар (о//а)
вытирать   —   вытер (и//е)
вырасти   —   вырос   —   выращивать (а//о, ст//с//щ).

В корнях, приставках и суффиксах нередко происходит чередование о и е с нулем звука. Такие гласные иногда называют беглыми, потому что они то появляются, то исчезают в морфемах:

рот   —   рта (о//0)
огурец   —   огурца (
е//0)
глазок   —   глазка (
о//0)
кусочек   —   кусочка (
е//0)
оторвать   —   отрыв (
о//0).

Следует опознавать чередования, обусловленные наличием в современном языке старославянских и исконно русских элементов:

золото   —   златокудрый (оло//ла)
город   —   градостроитель (
оро//ра)
молоко   —   млечный (
оло//ле)
берег   —   прибрежный (
ере//ре).

 

На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ УСТНО
ЕГЭ - РУССКИЙ ЯЗЫК
ЕГЭ - ЛИТЕРАТУРА
ИТОГОВОЕ ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ
ТЕСТЫ РУССКИЙ ЯЗЫК: ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности