Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная ЭКЗАМЕН Готовимся к ЕГЭ
 

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ

ПАМЯТКА ПО СОСТАВУ СЛОВА

Л. Соколова,
преподаватель русского языка и литературы

  1. При разборе слова по составу следует определить часть речи, к которой принадлежит слово.
  2. Кроме того, нужно учитывать чередования в//вл, б//бл, п//пл, ф//фл : любить-люблю, ловить-ловлю, терпеть-терплю, графить-графлю.
  3. При суффиксальном способе словообразования глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида: завоевывать от завоевать.
  4. Формообразующие суффиксы служат для образования грамматических форм данного слова.

К формообразующим суффиксам относятся:

  1. Cуффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий на -о, -е: -ее, -ей, -е, -ше, -же, -ейш, -айш: сильный — сильно — силън-ее; дорогой — дорого — дорож-е; тонкий — тонко — тонь-ше; глубокий — глубоко — глуб-же; покорный — покорн-ейш-ий — покорн-ейш-е; высокий — вы-соч-айш-ий — высоч-айш-е.
  2. Cуффиксы прошедшего времени глаголов изъявительного и сослагательного наклонения -л- и нулевой: дела-л — дела-л бы; нёс0 — -нёс0 бы.
  3. Cуффиксы неопределённой формы глагола -ть, -ти: лежа-л-а — лежа-тъ; пас-л-а — пас-ти.
  4. Cуффиксы действительных причастий настоящего и прошедшего времени -ущ-, -ющ, -ащ-, -ящ-, -вш-, -иг-: нес-ущ-ий, игра-ющ-ий, крич-ащ-ий, свист-ящ-ий, чита-вший, рос-ш-ий.
  5. Cуффиксы страдательных причастий настоящего и прошедшего времени -ем-, -им-, -ом-, -нн-, -енн-, -т-: организу-ем-ый, люб-им-ый, вед-ом-ый, увиде-нн-ый, раскро-енн-ый, стёр-т-ый.
  6. Cуффиксы деепричастий несовершенного и совершенного вида -а-, -я-, -учи-, -ючи-, -в-, -вши-, -ши-: слыш-а, дава-я, буд-учи, игра-ючи, проигра-в, наду-вши-сmь, запер-ши-сь.

Суффиксы могут быть нулевыми.
      Нулевым называется суффикс, не выраженный звуками и буквами (на письме), но передающий определённое грамматическое значение. К нулевым суффиксам относятся:

  1. Нулевой суффикс прошедшего времени глагола изъявительного наклонения мужского рода единственного числа; вез-л-а — вёз, засох-л-а — засох.
  2. Нулевой суффикс глаголов условного наклонения мужского рода единственного числа: промок-л-а бы — промок бы; протёр-л-а бы — протёр бы.
  3. Нулевой суффикс повелительного наклонения глагола: вынь, сядь.

Нулевое окончание может быть у существительных, кратких прилагательных и причастий, а также у глаголов прошедшего времени условного наклонения: расстроил ся, написал бы, и у глаголов повелительного наклонения единственного числа: учи , смотри, пиши.

У неизменяемых слов нет и не может быть окончания: наречия, служебные части речи, н.ф. глагола, деепричастие, формы простой сравнительной степени (сильнее, выше), междометия, несклоняемые существительные, местоимения и прилагательные (хаки, бордо).

Способы словообразования

В зависимости от того, какие средства используются для образования новых слов, слова можно распределить на две группы:
1) слова, образованные морфологическим способом (с помощью различных морфем);
2) слова, образованные неморфологическим способом (без помощи морфем).



Морфологический способ

Неморфологический способ

1. Аффиксация (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный).

1 . Морфолого- синтаксический (способ перехода одной части речи в другую).

2. Сложение (сложение слов, сложение основ с помощью соединительной гласной, сложение + суффиксация, сложение сокращённых основ).

2. Лексико- синтаксический (сращение).

 

3. Лексико- семантический (распад многозначного слова на омонимы).

      В словообразовании конкретных частей речи наиболее распространёнными являются те или иные способы. Так, в словообразовании имён существительных преобладают приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы и способ сложения. Имена прилагательные чаще образуются приставочным и суффиксальным способами. Глаголы чаще образуются приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами. Бессуффиксным способом образуются только существительные от глаголов и прилагательных.

      Морфологический способ является основным способом словообразования в русском языке.
      Морфолого-синтаксический способ — это способ словообразования, при котором новые слова появляются в результате перехода слов из одной части речи в другую, например: больной (имя прилагательное) — больной (имя существительное), вокруг (наречие) — вокруг (предлог). Выделяются следующие разновидности морфолого-синтаксического способа словообразования:

 

Вид перехода

Примеры

1.

Переход слов других частей речи в существительные.

Заводская столовая, вкусное мороженое.

2.

Переход слов других частей речи (обычно причастий) в прилагательные.

Блестящие способности, изысканный вкус.

3.

Переход слов других частей речи в местоимения.

Достигнуты определённые успехи, о данном событии.

4.

Переход слов других частей речи в наречия.

Надеяться на удачу — идти наудачу, по вашему совету — сделаю по-вашему.

5.

Переход слов других частей речи в служебные слова.

Благодаря подругу — благодаря подруге, посмотреть вокруг — вокруг пруда.

6.

Переход слов других частей речи в междометия.

Батюшки! караул! (имена существительные переходят в междометия), пли! (форма повелительного наклонения глагола переходит в междометие).

      Принадлежность такого слова той или иной части речи определяется только в контексте (словосочетании, предложении). В современном русском языке таким способом наиболее активно образуются имена существительные.

      Лексико-синтаксический способ, или сращение (слияние), — это способ словообразования, при котором производное слово образуется в результате сращения (слияния) целого сочетания слов в одно слово: за благо рассудится — заблагорассудится; с ума сшедший — сумасшедший; вечно зелёный — вечнозелёный; сильно действующий — сильнодействующий, ума лишённый — умалишённый.
      Лексико-семантический способ — это такой способ словообразования, при котором новые слова возникают в результате изменений значений уже существующих слов, т. е. в результате распада многозначного слова на омонимы. Например: удел — 1) область, управляемая князем-феодалом в древней Руси; 2) судьба, участь.

      Отличие отглагольных прилагательных от причастий

      Причастия отличаются от прилагательных не только наличием морфологических признаков глагола, но и своим значением. Прилагательные обозначают постоянные признаки предметов, а причастия — признаки, развивающиеся во времени. Ср., например: красный — краснеющий, покрасневший; старый — стареющий, постаревший.
      Причастия могут утрачивать значение и признаки глагола и переходить в прилагательные. В этом случае причастие обозначает уже постоянный признак предмета (теряет категорию времени), теряет способность иметь при себе подчинённые (зависимые) слова, управлять именами существительными: расстроенное пианино, вызывающий вид, начинающий поэт, блестящий ответ. Ср.: Нравился ему и Тит Никоныч ... всеми любимый (причастие) и всех любящий (И. Гончаров) и Когда она играла на рояле мои любимые (прилагательное) пьесы... я с удовольствием слушал (А. Чехов).
      Наиболее легко переходят в прилагательные страдательные причастия: сдержанный характер, приподнятое настроение, натянутые отношения, растерянный вид.

      Отличие местоимений от наречий, кратких прилагательных и прилагательных в степени сравнения и слов категории состояния

      Местоимения отвечают на вопросы: кто? что? какой? чей? сколько? и заменяют существительные, прилагательные и числительные: писем нет (от кого?) ни от кого.

      Наречия отвечают на вопросы: где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как? В предложении чаще всего наречие является обстоятельством: прыгнул (как?) невысоко, писем нет (откуда?) ниоткуда.

      Краткие прилагательные отвечают на вопрос каков? каковы и т. п. и является сказуемым: Эта комната больше (какова?), растение невысоко (каково?).

      Слова категории состояния являются сказуемыми в безличных предложениях: Надо решить задачу. Мне лень работать. Мне весело.

 

ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ УСТНО
ЕГЭ - РУССКИЙ ЯЗЫК
ЕГЭ - ЛИТЕРАТУРА
ИТОГОВОЕ ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ
ТЕСТЫ РУССКИЙ ЯЗЫК: ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности