Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная ЭКЗАМЕН Готовимся к ЕГЭ
 

ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ – 2017:
КОММЕНТАРИИ К ПРОБЛЕМЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА

Часть 2

(продолжение)

С.П. Белокурова,
учитель русского языка и литературы
Заслуженный учитель РФ

 

Сочинение:

Трудно ли сделать выбор, когда на чаше весов лежит чья-либо жизнь, когда речь идёт о выживании? Животное, например, не раздумывая, бросится на врага или на добычу, повинуясь неписаному закону природы – стремлению выжить. А как поступит человек? Над сложной проблемой нравственного выбора размышляет современный писатель А.П. Владимиров.

Автор рассказывает о поступке механика Савушкина, стремящегося убить антилопу, в рогах которой содержится необходимое для его больной дочери лекарственное вещество. А.П. Владимиров постоянно обращает внимание читателя на внутреннее состояние героя, находящегося на грани отчаяния во время поиска животного: «Нужно было возвращаться назад. Савушкин спустился с холма и заплакал» (пример1). Однако, когда цель, казалось бы, достигнута – животное перед ним, Савушкин не стреляет в антилопу, потому что та не одна, а с детёнышем. Решение героя не убивать животное автор мотивирует опосредованно, дважды повторяя сравнение: «прохладная тень, будто фиолетовое покрывало…» (эта тень словно защищает и беспомощного малыша антилопы, и единственную дочь механика Савушкина) (пример 2).

Автор не формулирует открыто свою позицию, но всем ходом повествования подводит нас к мысли, что нельзя убить одно живое существо ради спасения другого. Я согласна с автором: человек в любой ситуации должен оставаться человеком. При этом он всегда должен помнить о главной христианской заповеди: «Не убий!». Это мнение подтверждается и моим читательским опытом.

Как бы ни была прекрасна цель, поставленная нами, мы должны понимать: если при её достижении мы отнимаем чью-то жизнь, тем самым мы разрушаем свою личность. К чему это может привести, описал Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Проверка Раскольниковым теории о делении людей на необыкновенных и «тварей дрожащих» приводит его к убийству старухи процентщицы и её сестры Лизаветы, а затем и к мысли: «Я не старуху убил, я себя убил…» И путь спасения его души писатель увидел в отказе от теории, позволяющей отнимать чью-то жизнь.

Вспоминается и рассказ В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», в котором писатель повествует о случае из своего детства, когда он, мальчишка, возвращаясь с рыбалки, убил коростеля. Зачем? Он не мог объяснить. Но всю жизнь раскаивался в совершённом злодеянии, всю жизнь его мучили угрызения совести, что лишил птицу жизни. Он так и не смог оправдать себя.

Проблема, поставленная А.П. Владимировым, не может не волновать любого человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации: каждый из нас несёт ответственность перед родными людьми, ради счастья и благополучия которых готов сделать всё возможное и невозможное. Но все ли средства хороши?

 

В сочинении верно сформулирована проблема исходного текста. В комментарии экзаменуемый привёл и прокомментировал примеры из текста, важные для понимания проблемы. Аргументация собственного мнения экзаменуемого также свидетельствует о глубоком понимании проблемы исходного текста.

 

 

На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ УСТНО
ЕГЭ - РУССКИЙ ЯЗЫК
ЕГЭ - ЛИТЕРАТУРА
ИТОГОВОЕ ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ
ТЕСТЫ РУССКИЙ ЯЗЫК: ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности