Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная ЭКЗАМЕН Готовимся к ЕГЭ
 

ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ - 2017:
КОММЕНТАРИИ К ПРОБЛЕМЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА

Часть 2

(продолжение)

С.П. Белокурова,
учитель русского языка и литературы
Заслуженный учитель РФ


Для комментирования проблемы уместно использовать глаголы: рассуждает, повествует, описывает, анализирует, рассматривает, подчёркивает, выделяет, приводит (пример), цитирует, опирается (на мнение…), сопоставляет, противопоставляет, убеждает, полемизирует, приглашает (к диалогу), доказывает, создаёт (образ), размышляет, подробно сравнивает, противопоставляет, обращает (внимание на…), доказывает (что?), разделяет (мнение (кого?)), опровергает, использует (приёмы…); останавливается (на…), приводит (пример того, как…), отмечает (важность…), цитирует, подтверждает (свои мысли…), убеждает, заставляет задуматься и т. п.

Уместны также конструкции типа: раскрывая проблему, автор (рассказчик) приводит пример из жизни..; рассказывает о случае…, вспоминает известную историю о…; опирается на факты истории, научные исследования, опыт мыслителей прошлого; использует средства выразительности (с какой целью) и т. п.

Главноекаждое действие автора необходимо соотнести с авторской задачей и проблемой текста.

Подтверждающие ваши рассуждения примеры из текста могут представлять собой цитаты, краткий пересказ эпизода, отсылку к микротеме текста и др. При этом отметим, что комментарий не является анализом средств выразительности. Главное, чтобы в комментарии содержалась информация о том, что именно и с какой целью делает автор.

 

Приведём пример успешного выполнения задания части 2 по критериям К1 – К3.

Исходный текст

(1)Рано утром впотьмах поднимался я и брёл к электричке, ехал в битком набитом вагоне. (2)Потом – слякотный перрон... (З)Городские зимние угрюмые сумерки. (4)Людской поток несёт тебя ко входу в метро. (5)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах. (6)В жёлтом электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река...

(7)К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь.

(8)Снова – метро, его подземелья... (9)Выберешься оттуда, вздохнёшь и спешишь к электричке, в её вечернюю толкотню, Бога моля, чтобы не отменили.

(10)Так и текла моя московская жизнь: за днём – день, за неделей – другая. (11)Затемно встанешь, затемно к дому прибьёшься. (12)Ничему не рад, даже зиме и снегу.

(13)Уже пошёл декабрь, спеша к новогодью...

(14)Однажды вечером мне повезло вдвойне: электричку не отменили и вагон оказался не больно набитым. (15)Уселся, газету развернул. (16)Хотя чего там вычитывать: убили, взорвали, ограбили... (17)Вечерний поезд, усталые люди. (18)3има, теснота, из тамбура дует, кто-то ворчит...

(19)Глаза прикрыл, но задремать не успел: застрекотали рядом молоденькие девушки. (20)Хорошо, что обходились без убогого «короче», «прикольно». (21)Обычная девичья болтовня: лекции, практика, зачёты – словом, учёба. (22)Потом Новый год вспомнили, ведь он недалеко.

(23) – Подарки пора покупать, – сказала одна из них. (24) – А чего дарить? (25)И всё дорого.

(26) – Ты ещё подарки не приготовила?! – ужаснулась другая девчушка. (27) – Когда же ты успеешь?!

(28) – А ты?

(29) – Ой, у меня почти всё готово. (30)Маме я ещё осенью, когда в Кимрах была, купила домашние тапочки на войлоке, старичок продавал. (31)Ручная работа, недорого. (32)У мамочки ноги болят. (33)А там – войлок. (34)Ой, как мама обрадуется! – голос её прозвенел такой радостью, словно ей самой подарили что-то очень хорошее.

(35)Я голову поднял, взглянул: обычная молоденькая девушка. (36)Лицо живое, милое, голосок, как колокольчик, звенит.

(37) – А папе... (38)У нас такой папа хороший, работящий... (39)И я ему подарю... (40)А дедушке... (41)А бабушке...

(42)Не только я и соседи, но, кажется, уже весь вагон слушал счастливую повесть девушки о новогодних подарках. (43)Наверное, у всех, как и у меня, отступило, забылось дневное, несладкое, а проснулось, нахлынуло иное, ведь и вправду Новый год близок...

(44)Я вышел из вагона с лёгким сердцем, торопиться не стал, пропуская спешащих. (45)Дорога славная: берёзы да сосны сторожат тропинку; не боль-но холодно, а на душе вовсе тепло. (46)Спасибо той девочке, которую унесла электричка. (47)А в помощь ей – малиновый чистый закат над чёрными елями, бормочущая во тьме речушка под гибким деревянным мостком, говор вдали, детский смех и, конечно, надежда. (48)Так что шагай, человече...

(По Б.П. Екимову) *Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – русский прозаик и публицист.

 

На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ УСТНО
ЕГЭ - РУССКИЙ ЯЗЫК
ЕГЭ - ЛИТЕРАТУРА
ИТОГОВОЕ ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ
ТЕСТЫ РУССКИЙ ЯЗЫК: ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности