Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная ЭКЗАМЕН Готовимся к ЕГЭ
 

ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ – 2017:
КОММЕНТАРИИ К ПРОБЛЕМЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА

Часть 2

(продолжение)

С.П. Белокурова,
учитель русского языка и литературы
Заслуженный учитель РФ


4. Высказать собственную точку зрения по проблеме текста, аргументировать ее – привести не менее двух аргументов, один из которых должен быть взят из художественной, публицистической или научной литературы.

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) – 3 балла.

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только один аргумент из художественной, публицистической или научной литературы – 2 балла.

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл один аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт1 балл.

Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен/не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе0 баллов.

Аргументы учащегося должны быть точны, в них не должно быть фактических ошибок, связанных с привлечёнными для аргументации текстами (нужно правильно указать фамилию автора приводимого в аргументе текста, правильно назвать имена персонажей).

Если в сочинении будут приведены два аргумента с опорой на читательский опыт и при этом они будут засчитаны, то по критерию К4 в этом случае участник экзамена получит 3 балла, как и в случае, если один из двух засчитанных аргументов будет опираться на знания и жизненные наблюдения. Если оба приведённые аргумента написаны с опорой на знания и жизненные наблюдения, то экзаменуемый может получить максимум 2 балла.

В КИМ 2016 года были сделаны изменения, которые связаны с требованиями к комментированию проблемы исходного текста. Эти изменения сохранились и в КИМ 2017 года.

По сути комментарий представляет собой «рассказ» о том, что сделано автором текста, как сделано и с какой целью.

Цель комментирования – выявление авторской позиции, то есть пишущему необходимо сделать направленный на обнаружение проблемы и авторской позиции аспектный анализ текста (Аспект (от лат. aspectus – вид) – точка зрения, с которой рассматривается какое-либо явление, понятие, перспектива).

Пишущий может выбрать один из предложенных ниже путей комментирования: проанализировать содержательные аспекты текста, связанные с проблемой, с целью выявления идеи (=авторской позиции), или обратиться к формальным особенностям текста (жанровым, композиционным, связанным с системой образов, с художественными средствами, приёмами и др.) и объяснить, какую роль играет тот или иной формальный признак текста в раскрытии авторской позиции. Комментировать можно также одновременно анализируя и содержание текста, и использованные автором приёмы.

Комментарий к содержательным аспектам может представлять собой ответы на такие, например, вопросы:

– На каком материале/каких примерах автор раскрывает проблему?
– На какие аспекты/стороны проблемы обращает внимание? С какой целью?
– Почему именно эти аспекты его волнуют? Как он это объясняет?
– Какие аспекты проблемы отражены в микротемах текста?
– Как развивается сюжет и какие изменения происходят с персонажами? Какова цель показа автором этих изменений? (если текст художественный).
– На какие мотивы поступков персонажей или их последствия обращает внимание автор и с какой целью? (если текст художественный).
– Какие факторы оказывают положительное или отрицательное влияние на персонажей? (если текст художественный).
– Как развивается мысль автора в последовательности микротем?

Можно прокомментировать также следующие элементы текста, указав их роль в раскрытии проблемы:

– Ход авторской мысли, отражённый в сюжете/фабуле (что отражено в начале, основной части, финале текста?)
– Заглавие, эпиграф (если есть).
– Развитие действия (завязка, кульминация, развязка).
– Эпизоды, описания.
– Система образов, развитие и изменение главного образа.
– Композиционные приёмы: рассказ в рассказе, тип композиции (кольцевая, инверсионная, зеркальная, последовательная, ретроспекция).
– Сопоставление, противопоставление.
– Диалоги/монологи.
– Подтекст.
– Детали
и др.

 

На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ УСТНО
ЕГЭ - РУССКИЙ ЯЗЫК
ЕГЭ - ЛИТЕРАТУРА
ИТОГОВОЕ ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ
ТЕСТЫ РУССКИЙ ЯЗЫК: ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 





Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности