Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная ЭКЗАМЕН Готовимся к ЕГЭ
 

ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ - 2017:
КОММЕНТАРИИ К ЗАДАНИЯМ, РЕКОМЕНДАЦИИ

Часть 1

С.П. Белокурова,
учитель русского языка и литературы
Заслуженный учитель РФ


Каждый вариант экзаменационной работы 2017 года состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 24 задания с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие виды заданий с кратким ответом:

– задания на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа;
– задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня;
– задание на многократный выбор из списка.

Ответ на задания части 1 даётся в виде слова, словосочетания, числа или последовательности слов, чисел, записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Часть 2, как и в предыдущие годы, содержит 1 задание с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Задания в варианте КИМ-2017 представлены в виде сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С.

Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом осуществляется дифференцированно: за верное выполнение каждого задания части 1 (кроме заданий 7, 15 и 24) выпускник получает по 1 баллу. За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов. За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена 1 ошибка; 3 балла: допущено 2 ошибки; 2 балла: два правильных ответа из 5; 1 балл: один правильный ответ из 5; 0 баллов: полностью неверный ответ, т. е. неверная последовательность цифр или её отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

За выполнение задания 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, экзаменуемый получает 1 балл. Если верно указаны 2 цифры, экзаменуемый получает 2 балла, если 1 – 1 балл. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.

За выполнение задания 24 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущено 2 ошибки; 1 балл: допущено 3 ошибки; 0 баллов: полностью неверный ответ, т. е. неверная последовательность цифр или её отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

Таким образом, за задания части 1, кроме заданий 1, 7, 15 и 24, начисляется по 1 баллу за каждый верный ответ. За неверный ответ ставится 0 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся, правильно выполнивший задание 25 части 2, составляет 24 балла.

За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно получить максимально 57 первичных баллов. На основе результатов выполнения всех заданий работы определяются тестовые баллы по 100-балльной шкале, которые используются для государственной (итоговой) аттестации.

Шкала перевода первичных баллов в тестовые размещается на Официальном информационном портале Государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов в Санкт-Петербурге.

 

Задания части 1, традиционно вызывающие затруднения

Задание 5 проверяет освоение лексических норм (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости, подбор соответствующего контексту паронима).

5  

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Участие в форуме столь ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ аудитории обусловлено глобальной важностью вопросов защиты и сохранения водных ресурсов страны.

2. Сбор исходных данных и оценка ТЕХНИЧЕСКОГО состояния труб для проектирования новых теплосетей позволят провести качественный ремонт к началу отопительного сезона.

3. Писатель искренне считает это произведение самым УДАЧЛИВЫМ из всего написанного.

4. В работе жюри фестиваля любительских театров принимает участие профессор кафедры СЦЕНИЧЕСКОЙ пластики университета театрального искусства.

5. При НАЛИЧИИ значительного кадрового потенциала вполне реальна постановка новых задач.

Ответ: УДАЧНЫМ

Комментарий

Причины смешения паронимов – наличие у них нескольких значений, которые могут вступать в синонимические отношения между собой, что выражается в их способности сочетаться с одинаковыми словами, например, далёкие страны — дальние страны, а также частичное сходство, которое обусловлено общим корнем. В этой ситуации выбор паронима без учёта его сочетаемости с другими словами предложения (без учёта контекста) затруднителен для экзаменуемого и ведёт к ошибкам: зачастую, даже правильно определив неверное употребление, участник экзамена неверно подбирает замену ошибочно употреблённому парониму, то есть не владеет навыком выбора нужного слова из паронимической пары. Так, обнаружив ошибку в предложении «Солдат ПОЧТЕННО обратился к командиру», экзаменуемый в бланк ответа может занести вариант «почётно» вместо «почтительно». То есть из паронимов к слову почтенно (почётно – почтительно) выбирается ошибочный ответ.

Таким образом, выпускник должен проявить навык не только распознавания ошибки в употреблении паронимов, но и навык подбора соответствующего контексту паронима для редактирования примера с ошибкой. Требуется выработка чёткого представления о значении и о границах лексической сочетаемости паронимов, знакомство со словарями паронимов, а также тренинг. Кроме того, поскольку это задание тесно связано с культурой речи экзаменуемых, их начитанностью, углубить и расширить представления учащихся об этом языковом явлении и снизить риск ошибок способно включение в материалы для подготовки к ЕГЭ разнообразных паронимических рядов, составление с ними словосочетаний и предложений.

 

- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ УСТНО
ЕГЭ - РУССКИЙ ЯЗЫК
ЕГЭ - ЛИТЕРАТУРА
ИТОГОВОЕ ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ
ТЕСТЫ РУССКИЙ ЯЗЫК: ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности