Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» как предтеча литературы абсурда

(окончание)

Зубков Валентин Николаевич,
ученик 11 класса гимназии № 159


Научный руководитель: Лебедева Е.Д.
учитель литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ

Название речевого жанра

Цель речевого жанра

Чеховская трансформация жанра

Смысл чеховской жанровой трансформации

Приметы литературы абсурда

Информативные

Деловое предложение

Передача деловой информации

Информация часто неуместна, а ее носитель отличается этической и эстетической глухотой.
Референциальные иллюзии.
Смешение информативных жанров с аффективными и экспрессивными.

Драматург не уверен в доступности полного знания, так как знаки теряют содержание. Поэтому герои часто принимают желаемое за действительное, подменяя предметы и явления иллюзиями, тем самым характеризуя себя.

Игра со словом и его значениями (утрата/подмена значения/символическая многозначность).
Смысловое несоответствие речи и поведения героев некой ситуации.

Телеграмма

Передача информации в кратком виде

Аффективные

Торжественная речь

Убеждение собеседника; восхваление объекта речи

Попытка проповедовать «истину», в которой уверен герой, всегда заканчивается провалом.
Ораторское искусство трансформируется в «физиологическую потребность» говорения или в лживую риторику.

Трансформация аффективных жанров – это средство речевой характеристики героев, в душе которых пустота; демонстрация неспособности героев высказать свою боль

Демонстрация механистичности героев и бесцельности человеческой жизни.
Смысловое несоответствие речи и поведения героев некой ситуации.

Проповедь

Убеждение собеседника в некой абстрактной истине

Информативно-аффективные

Спор

Убеждение собеседника в своей правоте

Спор подчиняется целям самоутверждения или выяснения личных отношений, ведет к непредвиденным последствиям и к ссорам.
Переход информативного диалога в аффективный спор.

Чеховские герои не понимают сути спора. Каждый стремится сознательно или бессознательно показать, что он существует как некая единица, как Я. Превращение коммуникации в «разговоры глухих» обусловлено ощущением зыбкости мира.

Смысловое несоответствие речи и поведения героев некой ситуации.
Показ бессмысленности и нелепости привычной жизни.
Протест против обезличивания человека.

Императивные

Просьба

Побуждение адресата к действию, исполнение которого является доброй волей адресата.

Большинство героев выступает в роли просителей, но просьбы обычно не выполняются. Бенефактором часто становится человек, не имеющий возможности эту просьбу осуществить. Проситель и бенефактор подчас меняются ролями, а осуществлению просьбы с неумолимостью рока препятствуют обстоятельства жизни.

Свидетельство фатального бессилия героев, невозможности противостоять миру и времени. Утверждение нормы методом «от противного»: показывая мир, где постоянно действует закон невыполнимости желания, писатель напоминает людям, что так не должно быть.

Показ парадоксальности привычной жизни. Смысловое несоответствие речи и поведения героев некой ситуации.

Приказ

Побуждение адресата к обязательному действию

Особый подход к отношениям власти – подчинения: прежние отношения «барин» - крепостной» изжили себя, а новая структура не сформирована.

Интерес к отношениям власти связан с интересом к проблеме инертного сознания.

Демонстрация механистичности героев и бесцельности человеческой жизни.
Смысловое несоответствие речи и поведения героев некой ситуации.
Игра со словом и его значениями (утрата/подмена значения).

Экспрессивные

Жалоба

Обвинение кого-либо

Герои не способны высказать то, что у них на душе, жалоба направляется к «глухому» человеку, к миру в целом.

Авторское сомнение в существовании адекватного адресата, в возможности «рассказать душу»

Смысловое несоответствие речи и поведения героев некой ситуации.
Демонстрация механистичности героев и бесцельности человеческой жизни.
Показ парадоксальности привычной жизни.

Исповедь

Обвинение самого себя

Лишена искренности и открытости, связана с осуждением других. Облегчение герою обычно приносит самооправдание.

Фатические

Общение ради общения

Фатика и информатика постоянно перетекают друг в друга, причем «общение для общения» подчиняет себе информативную речь и часто препятствует контакту.

Показ неспособности героев к общению с другими людьми и с миром. Следствие этого - роковая обреченность чеховских героев, трагически одиноких в мире, испытывающих давление несуразного уклада жизни, жизни под властью «логической несообразности».

Показ парадоксальности привычной жизни Демонстрация механистичности героев и бесцельности человеческой жизни. Смысловое несоответствие речи и поведения героев некой ситуации.

Поддержание/улучшение/ухудшение отношений

«Играющая пауза»

 

Способ обнаружения «подводного течения» – сюжета человеческих душ.

После паузы неизменно наступает прозрение, «момент истины» - и переживания, глубинные, скрытые, выходят на поверхность, играя новыми смысловыми гранями, закрепляя настроения, вызванные зыбкостью рушащейся жизни. Именно в таких случаях персонажи приходят к «сверхпониманию» и единению.

Парадоксальность ключевой ситуации пьесы: речь разъединяет героев, а молчание объединяет и приводит к пониманию на единой эмоциональной волне.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности