Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПИСЬМЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ (СОЧИНЕНИЕ)

 

Работа над текстом

Начиная писать сочинение по уже продуманному плану, необходимо помнить о соразмерности всех частей работы.

Продвигаясь от одной части к другой, необходимо следить за тем, логично ли связаны между собой отдельные части сочинения, удачны ли переходы от одной части к другой и есть ли в них те аргументы, совокупность которых составляет (или составит в конечном счете) основную идею сочинения. Доказывая идею сочинения и обосновывая ее слагаемые, необходимо постоянно помнить об иллюстративном (текстуальном) материале, о необходимости каждое свое наблюдение, мысль иллюстрировать цитатой или отсылкой к какому-либо эпизоду текста.

Своеобразным украшением сочинения может быть эпиграф. Подобранный точно и к месту, он не только поможет настроиться на определенный эмоциональный лад, но подскажет стиль изложения и характер восприятия материала, укажет на идею сочинения, уточнит и углубит ее. Однако непосредственно на экзамене в условиях ограничения времени быстро найти точный и эмоционально окрашенный эпиграф очень трудно. И, учитывая то обстоятельство, что отсутствие эпиграфа на оценку не влияет, от него можно отказаться.

Итак, черновик написан, но работа еще не закончена: сочинение должно быть отредактировано, переписано и проверено.

При проверке содержательности сочинения полезно встать на позиции проверяющего, для которого важно, чтобы работа была написана логично, мысли выражены четко и последовательно, а язык и стиль работы соответствовали бы теме и были, по возможности, оригинальны, хотя и без ложной изобретательности и ненужных ухищрений.

Для того, чтобы абитуриент смог самостоятельно проконтролировать качество исполнения сочинения, он, проверяя черновой вариант своего сочинения, должен задуматься над следующими вопросами:

  • Соответствует ли написанное сочинение теме, которая была избрана и которая вынесена в название?

  • Находит ли свое отражение в тексте главная идея сочинения, отражается ли динамика ее воплощения в различных частях написанного сочинения?

  • Выдержана ли жанровая (композиционная) структура сочинения (введение - основная часть - заключение)?

  • Соразмерны ли отдельные части сочинения и логичны ли переходы от одной части к другой?

  • Соответствует ли язык и стиль изложения избранной теме?

  • Достаточен ли цитатный материал, предложенный в сочинении, и грамотно ли он оформлен?

Наконец, абитуриент должен задуматься о грамотности выполненного им сочинения, попытаться проанализировать затруднительные случаи написания слов, обдумать стилистический строй сочинения, задуматься над структурой отдельных фраз и предложений, верно расставить знаки препинания.

Только после этого абитуриент может приступать к переписыванию чернового варианта сочинения на чистовик. И сделать это необходимо аккуратно, внимательно, не допуская ошибок, соблюдая правила оформления письменной работы. Оставшееся после переписывания время должно быть использовано на проверку и перепроверку написанного сочинения.

 


Использованы материалы:
Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинение на "отлично".-СПб.: Паритет, 2000.
Богданова О.В., Пахомова С.И. Письменный экзамен по русскому языку и литературе
(сочинение). - СПб.:Филол. ф-т С.-Петерб. гос. ун-та, 2001.

 


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности