Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» как предтеча литературы абсурда

(продолжение)

Зубков Валентин Николаевич,
ученик 11 класса гимназии № 159

Научный руководитель: Лебедева Е.Д.
учитель литературы

Раздел II. Парадоксы общения героев в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

Императивные речевые жанры

Императивные жанры направлены на то, чтобы побудить адресата к действию, поэтому слово и поступок в них нераздельны. В художественной литературе роль таких жанров очень велика: выражая желания говорящего и побуждая к действию адресата, они драматизируют текст, а также проясняют намерения говорящего, причины, побуждающие его к речи, и другие характеризующие его аспекты.

Главную роль среди императивных жанров играют просьба и приказ.

В речевом жанре просьбы партнеры находятся во взаимодополнительных отношениях: проситель испытывает некую недостачу – материальную, эмоциональную или чисто знаковую, а тот, к кому обращаются с просьбой (бенефактор), способен эту недостачу восполнить. При этом говорящие находятся в неравных условиях. Проситель заинтересован в исполнении просьбы, у бенефактора же такой заинтересованности нет: он волен исполнить просьбу или отказать. В этом смысле просьба структурируется отношениями власти, распределяя социальные роли по шкале от «профессионального» просителя (нищего) до обладателя высшей власти, который никогда никого ни о чем не просит.

Как и в случаях других речевых жанров, Чехов подвергает испытанию жанр просьбы, показывает множество ситуаций, в которых самые незамысловатые просьбы предстают, в сущности, парадоксальными. Так, может меняться обычное для просьбы соотношение адресанта и адресата: униженным просителем становится тот, кто по своему статусу таковым быть не должен. Например, Лопахин, предлагающий разбить имение на дачные участки, оказывается в положении просителя, хотя ни Раневская, ни Гаев не могут удовлетворить его просьбу, не понимают её. Более того, Лопахин не заинтересован в том, о чем просит: ему выгоднее купить это имение с аукциона.

И очень важно, что причиной неудачи речевого воздействия служит не нежелание человека помочь другому: осуществлению просьбы с неумолимостью рока препятствуют жизненные обстоятельства. И эта фатальная оставленность чеховских героев наиболее ясно видна на примере простой просьбы: дать денег.

В положении «вечного просителя» находится в пьесе откровенно фарсовый персонаж Пищик, о котором Трофимов заявляет: «Если бы энергия, которую вы в течение всей вашей жизни затратили на поиски денег для уплаты процентов, пошла у вас на что-нибудь другое, то, вероятно, в конце концов вы могли бы перевернуть землю» (XIII, 230). Действительно, Пищик постоянно просит взаймы: сначала двести сорок рублей для уплаты процентов, затем – еще «сто восемьдесят рубликов». Причем обычно он обращается с просьбой к Любови Андреевне, и главная странность этой просьбы состоит в том, что героиня давно неплатежеспособна, своих денег у нее нет, она, как и Пищик, постоянно занимает: то у Лопахина, то у ярославской тетушки.

И еще более «чеховским» представляется случай, когда у человека есть искреннее желание помочь другим, но по каким-то причинам благотворительность становится фальшива. Наиболее яркий пример – Раневская, отдающая золотой прохожему, когда «дома людям есть нечего». В поступке Раневской есть и другой парадокс: она берет деньги у других без отдачи и за чужой счет благотворительствует.

Еще один из ярких вариантов неудачи речевого воздействия – это случай, когда просьба не высказывается, остается только намерением. К этому варианту можно отнести случай несостоявшегося брачного предложения Лопахина Варе. Ситуация объяснения в ли¬тературе традиционно связывается с выявлением суще¬ственных сторон характера героя, у Чехова же - препятствует этому. Например, во время диалога Лопахина и Вари неожиданно раздается «голос со двора», и герой поспешно уходит, словно с самого начала только и ждал этого зова. То, что казалось простым и легким, становится невозможным по причинам, неясным ни самому герою, ни героине, ни читателю.25

Итак, отметим выявленные закономерности изображения просьб в пьесе «Вишневый сад». Во-первых, просьбы героев обычно безрезультатны, и в этом смысле сближаются со спором и проповедью. Просьба у Чехова, как правило, не осуществляется: она либо не высказывается вовсе, либо не приносит просителю желаемого. На пути благого намерения у Чехова возникает «объективное» препятствие. Вся пьеса «Вишневый сад» заполнена безответными просьбами о помощи, которые всегда звучат не вовремя, и в этом смысле могут быть сопоставлены с неуместным просветительством или проповедью.

Во-вторых, Чехов при всей любви к свободе изображал почти исключительно человека зависимого и ставил перед собой задачу «показать, насколько ‹…› жизнь уклоняется от нормы». И анализ речевого жанра просьбы убеждает в том, что чеховский текст – утверждение нормы методом «от противного»: показывая мир, где постоянно действует закон безрезультатности просьбы, писатель, словно его собственный «человек с молоточком», напоминает людям, что так не должно быть.

Но эти надежды никогда не осуществляются в рамках чеховского художественного мира. Закон «хотел одного, а получил противоположное» постоянно действует в отношении героев «Вишневого сада». Чеховские зависимые люди зависят не столько от доброй воли дающего, сколько от обстоятельств, которые не в силах изменить ни они сами, ни те, кого они просят. К тому же и сами обладатели ценности отнюдь не счастливы в чеховском мире и уравниваются с зависящими от них людьми.

Разница между приказом и просьбой – в различных отношениях власти. Приказ должен быть выполнен и обоснован объективной необходимостью, вызванной стечением обстоятельств, или представлением о хорошем/должном.

Хотя в пьесе «Вишневый сад» приказы встречаются очень редко, мы все же обратимся к этому речевому жанру. Собственно, приказывает в пьесе в основном Лопахин, да и то лишь став законным владельцем имения. Объявив, что вишневый сад принадлежит ему, он командует: «Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь... Музыка, играй!» (XIII, 240) - и тут же звучит музыка. А на протяжении четвертого действия то и дело раздается звук топоров по дереву, и остальные герои обречены стать свидетелями исполнения лопахинского приказа.

В остальных же случаях столкновение с властными отношениями дается как опустошенный знак, свидетельствующий, что Чехова интересует парадокс сознания, живущего прошлым и пытающегося инсценировать его («барин» - «крепостной»)26.

Звучит в этой пьесе настойчиво и такой вариант темы ослабления власти, как сознательное принятие не принадлежащих человеку властных функций, то есть самозванство. Чехов, обладавший, по точной формулировке А.К. Жолковского, «абсолютным слухом на актерство»27, испытывал неизменный интерес к незаконному присвоению власти, например, к лакеям, которые ведут себя как господа (Яша).

В итоге можно сделать вывод о том, что чеховское отношение к приказу и проблеме власти оказывается весьма специфично: из всех вопросов, связанных с властью, его больше всего интересует проблема инертного сознания.

 


25 Отметим, что это несостоявшееся объяснение можно включить в следующий ряд: доктор Старцев не может объясниться с Екатериной Ивановной, потому что ее причесывает парикмахер («Ионыч»); в «Учителе словесности» разговор героя с отцом Манюси, когда он просит ее руки, прерывает приход коновала.
26 Примеры подобного поведения героев «Вишневого сада» рассматривались нами в начале данного раздела, где мы говорили о том, что каждое действующее лицо являет собой знак, лишенный плана содержания.
27 Жолковский А.К. Анна Ахматова – 50 лет спустя // Звезда. 1996. № 9. С. 226.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности