Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» как предтеча литературы абсурда

(продолжение)

Зубков Валентин Николаевич,
ученик 11 класса гимназии № 159

Научный руководитель: Лебедева Е.Д.
учитель литературы

 

Современные классификации речевых жанров

Среди современных классификаций речевых жанров, с нашей точки зрения, наиболее интересна классификация Т.В. Шмелевой,12 предложившей главным жанрообразующим признаком считать коммуникативную цель. Внутри каждого класса жанры выделяются по пяти содержательным и одному формальному параметрам:

  1. концепция (или «образ») автора – «информация о нем как об участнике общения, которая “заложена” в типовой проект речевого жанра, обеспечивая ему успешное осуществление»;

  2. концепция (или «образ») адресата, который заложен в каждом высказывании данного жанра (т.е. бахтинский «предполагаемый адресат»);

  3. событийное содержание – те признаки, важные для отбора диктумного содержания (участники, их отношения, временная перспектива и оценка);

  4. фактор (или «образ») коммуникативного прошлого – отношение высказывания данного жанра к уже сказанному в цепи речевого общения;

  5. фактор (или «образ») коммуникативного будущего – отношение высказывания данного жанра к тому, что должно быть сказано в дальнейшем;

  6. языковое воплощение – выражение высказывания с помощью языковых средств.

«Анкета Шмелевой», включающая вопросы «кто, кому, зачем, о чем и как говорит, учитывая, что было и что будет?», и критерий целеориентированности позволят в будущем описать речевые жанры как единую систему. А в настоящее время единственное безусловное разграничение, которое принимается практически всеми лингвистами, – это деление речевых жанров на информативные и фатические.

Ключевые понятия для информативных жанров - информация и референция. Они центрированы на «мире» – физической, социальной и психической реальности.

К фатическим жанрам, подчиненным интенции «общения», относятся как «праздноречевые» разговоры, так и жанры, цель которых – улучшение (флирт, комплимент) или ухудшение (ссора) отношений между говорящими. К фатическим жанрам примыкают этикетные, «цель которых – осуществление особого события, поступка в социальной сфере, предусмотренного этикетом данного социума: извинения, благодарности, поздравления, соболезнования»13. Ключевое слово для фатики – «контакт».

За пределами общепринятого противопоставления фатики и информатики среди ученых царит разноголосица мнений. Так, многие лингвисты выделяют императивные жанры, «цель которых – вызвать осуществление/неосуществление событий, необходимых, желательных или, напротив, нежелательных, опасных для кого-то из участников общения»14. К таким жанрам относят приказ и просьбу, запрет, мольбу, совет, рекомендацию, инструкцию, распоряжение, обещание, обязательство и т. д.

А.Д. Степанов считает необходимым выделить еще один вид речевых жанров, близкий императивным - аффективные жанры, задачей которых является убеждение собеседника. Аффективные жанры – традиционная область интересов риторики, а поскольку риторика с древних времен оперировала абстракциями, то ключевыми терминами для аффективных жанров будут философские определения (счастье, справедливость, красота, любовь…).

На стыке информативных и аффективных жанров находятся жанры, сочетающие передачу информации и убеждение. Это, к примеру, жанр спора, в котором исходный тезис (информация) требует аргументированного доказательства.

Кроме того, этот же исследователь выносит в отдельную группу экспрессивные жанры, выражающие эмоции говорящего и представляющие его слово о себе и своих чувствах (признание, жалоба, исповедь и др.). Эти жанры монологичны, а ключевыми словами для них являются «искренность», «откровенность», «исповедальность».

Итак, по Степанову, принадлежность речи к какому-либо жанру определяется доминированием одной из функций, и потому ученый выделяет такие жанровые классы:

  • информативные речевые жанры;
  • аффективные речевые жанры;
  • информативно-аффективные жанры;
  • императивные речевые жанры;
  • экспрессивные речевые жанры;
  • фатические речевые жанры.

Используя данную классификацию, мы и проведем в следующем разделе собственное исследование пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад».

 


12 Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Вып. 1. Саратов, 1997. С.93. Для нас примечательно и то, что Т.В. Шмелева ссылается при этом на работы В.В. Виноградова об образе автора как инстанции, организующей целое художественного текста.
13 Шмелева Т.В. Модель речевого жанра. // Жанры речи. Вып. 1. Саратов, 1997. С. 92.
14 Там же. С. 91.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности