Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» как предтеча литературы абсурда

(продолжение)

Зубков Валентин Николаевич,
ученик 11 класса гимназии № 159

Научный руководитель: Лебедева Е.Д.
учитель литературы

Раздел I. Классификации речевых жанров

Коммуникация (от лат. communico – «делаю общим, связываю, общаюсь») - общение, т. е. обмен информацией между индивидами посредством общей системы символов, в частности, языковых знаков. Коммуникативный процесс - это непрерывный процесс взаимодействия участников коммуникации. Этот процесс может быть разделен на отдельные фрагменты – коммуникативные акты.

Остановимся на модели коммуникативного акта, предложенной Р.О. Якобсоном в работе «Лингвистика и поэтика». Считая, что «язык следует изучать во всем разнообразии его функций»7, ученый выделяет несколько компонентов «речевых событий», представляя их во взаимодействии в виде следующей схемы8:

Адресант Контекст
Сообщение
Адресат
Контакт
Код

Впоследствии ученый дополняет исходную схему основных компонентов акта коммуникации соответствующей схемой функций:

- коммуникативная (референтивная),
- апеллятивная,
- поэтическая,
- экспрессивная,
- фатическая,
- метаязыковая.

Параллельно с Р.О. Якобсоном проблему классификации речевых жанров наметил и М.М. Бахтин в работе «Проблема речевых жанров»9 в 1950-х годах. Впоследствии этот проект получил разработку под именем «жанрологии».

Теория речевых жанров М.М. Бахтина

Для Бахтина важнейшими чертами каждого речевого жанра были:

  1. формальные и содержательные особенности входящих в жанр высказываний как текстов (тематическое, стилистическое и композиционное единство жанра);

  2. единство субъекта каждого высказывания;

  3. отношение объекта (или «второго субъекта») каждого высказывания (предполагаемая жанром реакция слушателя);

  4. референтная соотнесенность высказываний («область человеческой деятельности», с которой соотнесен жанр).

Интересно, что жанрология М. Бахтина перекликается с семиотикой и разрабатывавшейся Ю.М. Лотманом теорией бытового поведения.

Семиотика - наука о знаках, которая появилась в начале ХХ в. и с самого начала стала метанаукой, объединяющей науки, оперирующие понятием знака. Для нас важно, что интересы семиотики распространяются и на коммуникацию, и на функционирование искусства (включая художественную литературу).

Основателем семиотики считается американский логик и философ Ч. Пирс (1839–1914), который предложил название новой науки, установил ее задачи и рамки, дал определение знака. Семиотические идеи были развиты Ч. Моррисом, который определил структуру семиотики, и Ф. де Соссюром (1857–1913). Соссюр под знаком понимал совокупность означающего (формы, плана выражения) и означаемого (значения, плана содержания). Ч. Моррис выделил три группы знаков: индексальные (указывающие на конкретный объект), универсальные («нечто», «абстракция») и характеризующие. К знакам, характеризующим свой объект (в семиотике он именуется референт, денотат), относятся иконические знаки, где означающее похоже на означаемое (фотографии, модели и т. п.).

Иконическим знаком является и художественный образ. Он не повторяет реальность, он есть новая, эстетическая реальность, созданная на основе реальности первичной. И для нашей работы это оказывается значимым, так как чеховский образ, как мы постараемся показать, - это знак, лишенный привычного содержания, знак с подмененным значением. И не менее важной будет теория бытового поведения, разработанная Ю.М. Лотманом.

Теория бытового поведения Ю.М. Лотмана

Опорой данной теории стали две оппозиции: повседневному поведению соответствует неорганизованная спонтанная речь, знаковому поведению – сознательно организованный текст. По Лотману, чтобы быть знаковым, поведение должно отличаться от общепринятой нормы; осознаваться самим действующим лицом и реципиентами его поступков как игровое, ритуальное и т. д.; обладать культурной значимостью. При этом осознаваемое самим субъектом поведение повышенной культурной значимости рассматривалось учёным как аналог художественного текста. Поэтому, описывая знаковое поведение людей XVIII – начала XIX века, Ю.М. Лотман оперировал текстуальными терминами: (поведенческий) стиль, герой10, сюжет, текст и, наконец, жанр. Понятие «жанра» в применении к этой проблематике встречается у Лотмана редко11, но если согласиться с идеей текстуальности поведения и вспомнить о теории речевых жанров Бахтина, то можно указать на существование определенных «поведенческих жанров»: строго кодифицированных, как свадьба, похороны, церковные обряды, или более свободных в композиции, как хождение в гости, поздравление и т. д. У упорядоченных поведенческих жанров есть стилистика, композиция и тематика, и потому поведенческие жанры родственны речевым жанрам.

 


7 Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм – «за» и «против». М.: Прогресс, 1975. С. 193.
8 В современной лингвистике модель Якобсона применяется для анализа функций языка в целом, для изучения отдельных языковых единиц, производства речи и текста, для описания коммуникативных процессов.
9 См.: Бахтин М.М. Проблема речевых жанров //Эстетика словесного творчества. М.: Ис-во, 1979.
10 В разных работах – «амплуа», «тип человека», «тип социальной психологии», «тип поведения», «социальные роли», «культурная маска» (Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. Таллинн, 1990).
11 Появление системы жанров поведения в России Ю.М. Лотман относит к середине XVIII века и связывает с кодификацией литературных жанров и дифференциацией жизненного пространства (cм.: Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т.1. Таллинн, 1990. С. 258).

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности