Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

КАК СДЕЛАТЬ СВОЮ РЕЧЬ СВЯЗНОЙ, ИЛИ
ПРО ТЕМУ, РЕМУ И ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПРОГНОЗ

Т.В. Алексеева,
учитель русского языка и литературы,
методист по литературе Красногвардейского района
Санкт-Петербурга

(окончание)

 

И вот что тогда получается. (Отметим, что это отрывок из реально существовавшего школьного сочинения и что примеров такого рода в школьной практике великое множество). Десятиклассница пишет сочинение по пьесе Островского «Гроза»:
«Катерина воплощает в себе поэтическое начало в пьесе. Но люди, которые ее окружают, страшно далеки от нее. Катерина искренне и глубоко верит, она очень эмоциональна».

Предложения вроде бы неплохие, «правильные» по мысли, но текст какой-то «не такой», и это очевидно для любого читающего. Что-то в тексте сломано, что-то нарушено, но вот что?..

Конечно, секрет прост: между предложениями в этом тексте нет связи. Но если автор сочинения понял причину ошибки, текст легко исправить.

«Катерина воплощает в себе поэтическое начало в пьесе». Рема – «поэтическое начало». Она требует раскрытия, такого примерно продолжения: в чем заключается это поэтическое начало? Где конкретные примеры, подтверждающие мысль автора?

Вы чувствуете, каким объемным должно быть «продолжение предложения»? Ведь на самом деле это предложение должно быть началом целого абзаца сочинения с примерами из текста пьесы, подтверждающими мысль автора, высказанную в начале абзаца («Катерина воплощает…»). Кстати, третье предложение из нашего «микротекста» («Катерина искренне и глубоко верит, она очень эмоциональна») скорее ближе к первому, а уж никак не ко второму из предложений и тоже может повлечь за собой целый ряд примеров.

Таким образом, второе предложение из нашего крохотного текста логично поставить третьим: «Но люди, которые ее окружают, страшно далеки от нее». И это предложение тоже никак нельзя бросать без продолжения, потому что рема «ставит вопрос»: в чем проявляется то, что окружающие Катерину «страшно далеки»? И нужно подробно или сжато рассказать об этой «далекости». Словом, нужен еще один абзац текста.

Вы почувствовали, как сразу увеличивается текст нашей письменной работы, если привести в порядок логику и прислушиваться к тому, какого продолжения требует рема каждого предложения? Навсегда уходит традиционный в каждом классе тоскливый вопрос: каким должен быть объем сочинения? Перед людьми, умеющими писать логично, умеющими видеть связь между предложениями (т.е. владеющими письменной речью, ибо логичность в письменной речи – главное), никогда не встает проблема недостаточного объема сочинений.

Правда, их мучает иная проблема: как вместить в школьное сочинение все то, что хочется написать?..

Как показывает опыт, большая часть учащихся, испытывающих трудности в работе с составлением письменного высказывания, страдают не от того, что им нечего сказать, а оттого, что они не знают, как это сделать.

Итак, наш главный вывод: понимание необходимости «сцеплений» между предложениями в тексте, умение видеть то, что «диктует» рема, сразу ведет к большей логичности текста и к увеличению объема вашей работы.

Вид связи предложений, о котором мы говорили выше, рассматривается в школьных учебниках, но, очевидно, недостаточно подробно. Эта связь предложений называется цепной связью – ведь предложения связаны друг с другом словно «по цепочке», Для полноты изложения необходимо упомянуть, что существует еще один вид связи, при котором все предложения связаны с одним – допустим, с первым предложением абзаца. Этот вид связи называется параллельным и часто встречается в описаниях. Например, в миниатюре М.Пришвина «Вальдшнеп»: «Весна движется, но медленно. В озерке, еще не совсем растаявшем, лягушки высунулись и урчат. Орех цветет, но еще не пылят желтой пыльцой его сережки. Птичка на лету зацепит веточку, и не полетит от веточки желтый дымок».

В этой миниатюре все последующие предложения связаны с первым: развивают, иллюстрируют мысль о медленном движении весны.

Хорошо, если теперь вы убедились, насколько это важное умение – связывать, «сцеплять» предложения между собой. Чаще применяйте вопрос-прогноз, проверяя связность своего текста.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 -


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности