Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

КАК СДЕЛАТЬ СВОЮ РЕЧЬ СВЯЗНОЙ, ИЛИ
ПРО ТЕМУ, РЕМУ И ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПРОГНОЗ

Т.В. Алексеева,
учитель русского языка и литературы,
методист по литературе Красногвардейского района
Санкт-Петербурга

(продолжение)

 

Это «движение мысли», или связь между предложениями, можно выразить на схеме:
Т1 – Р1. Т2(Р1) – Р2. Т3(Р2) – Р3…

Т1 – тема первого предложения («старое»).
Р1 – рема первого предложения («новое»).
Т2 – тема второго предложения (бывшая рема первого).
Р2 – рема («новое») второго предложения – и т.д.

…Будучи уже известным писателем, Л. Толстой, известный как мастер длинных (на полстраницы) предложений, решил создать «эталонную» прозу. Писатель в сельской школе в своем имении Ясная Поляна учил крестьянских детей и написал для них «Азбуку». Эту книгу ребятишки освоили, и важно было, чтобы они и дальше не потеряли вкус к чтению. И Толстой написал рассказ-быль «Кавказский пленник» – «образец маленькой повести для детей» (так назвал это произведение С.Я. Маршак).

Вот на этом-то образцовом тексте легко проследить тему и рему, а заодно научиться ставить вопрос-прогноз, который, как стрелка компаса, указывает дальнейшее направление речи.

Что же такое вопрос-прогноз? Это вопрос, мгновенно возникающий в сознании читателя при чтении предложения (т. е. при получении новой информации), в котором прогнозируется содержание следующего предложения.

Если вы скажете, что вы таких вопросов не задаете, вы будете не совсем правы. Задаете – просто настолько быстро, что сами не успеваете это осознать. Ведь, согласитесь, каждый во время просмотра фильма или чтения книги не раз слышал (или произносил) реплику: «Этого я не ожидал!» Значит, прогноз действительно существует, просто, как мгновенное и постоянно корректирующееся действие, не фиксируется сознанием. К тому же прогнозирование (слов, действий, поступков и пр.) – явление очень распространенное. Любой шаг (шаг как элемент движения) уже содержит в себе прогнозирование следующего шага, а без этого наше передвижение было бы неуверенным и хаотичным.

Итак, вернемся к повести Толстого и посмотрим, как «сцеплены» между собой предложения в этом тексте, как предыдущее предложение – с помощью темы, ремы и вопроса-прогноза – предопределяет содержание последующего.

Это задание можно выполнять как короткую быструю игру. Один читает предложение, остальные внимательно слушают и задают вопрос-прогноз. Здесь очень важно слушать внимательно, чтобы вопрос не был направлен на воспроизведение уже прозвучавшей информации. И важно задавать вопрос быстро, помня о том, что прогноз – действие мгновенное.

Повесть Толстого имеет подзаголовок рассказ-быль и начинается так: «Служил на Кавказе офицером один барин» (рема). Ваш вопрос-прогноз?
(Вопросы могут быть разными, но обязательно прозвучит: Как его звали?)
Автор как бы отвечает на наш вопрос-прогноз: «Звали его Жилин».Следующий вопрос?
(Как правило, среди вопросов звучит: Что с ним произошло?)
«Пришло ему раз письмо из дома». Естественно, вопрос-прогноз звучит так: Кто ему пишет? Или: О чем письмо?
«Пишет ему старуха-мать: «Стара я уж стала…»

На этом эксперимент с «эталонным» толстовским текстом можно закончить. Главное: мы увидели, что между предложениями есть довольно-таки жесткие «сцепления» и что каждое предложение существует в тексте не само по себе, произвольно поставленное автором, – нет, каждое предыдущее предложение буквально «диктует» содержание последующего.

Да вот беда: то ли голос у темы-ремы (а это ведь наша логика) слишком «тихий», то ли мы иногда просто не задумываемся о логичности нашей речи, т.е. о необходимости связи между предложениями!

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности