Наверное, многие будут весьма удивлены, если им предложат задуматься о связности их письменной речи: «Я и так пишу (говорю) связно! А как же иначе?..
Вы мне лучше растолкуйте, почему это учитель всегда недоволен моими сочинениями! Вечно какие-то непонятные значки на полях, придирки… И оценки низкие, даже когда стараюсь… Ну не умею я сочинения писать! Как мне справиться с этой писаниной?»
Сегодня, сейчас мы попробуем разобраться с самой распространенной, но при этом часто совершенно не замечаемой, не осознаваемой пишущими проблемой. Эта проблема – отсутствие в ученических сочинениях связи между предложениями. Можно с полной уверенностью сказать: если эту проблему решить, сразу же исчезнут и две другие, тоже очень существенные:
проблема объема сочинения (правда, постепенно может возникнуть другая: проблема излишне больших работ);
проблема логических ошибок (на полях эти ошибки отмечаются обычно знаком «Л» – нарушение логики. К таким ошибкам относят обрывочность изложения материала, повтор мыслей, предложений, иногда даже целых фрагментов, смысловые «перескоки»).
Дело в том, что предложения в тексте не просто «стоят рядом». Между ними есть своя связь, и даже можно сказать, что предложения, стоящие рядом, взаимодействуют, то есть влияют друг на друга. Важность, силу и возможности этого взаимодействия отметил еще Л. Толстой, назвавший эту связь «сцеплением»: «Каждая мысль, выраженная словами особо, страшно понижается, когда берется одна из того сцепления, в котором находится». И главный секрет писательского искусства, считал Толстой, состоит не в словах, не в отдельных предложениях, а в «бесконечном лабиринте сцеплений».
У этих «сцеплений» (связи предложений между собой) есть свои законы, которые легко отследить.
Начнем с отступления – с примера. Представьте себе, что процесс написания любого текста вполне сопоставим …с процессом ходьбы. Ведь как человек ходит? Каждый шаг – это освоение нового пространства с обязательной опорой на «старое» пространство, землю, территорию – словом, на то, что было освоено ранее. Без опоры на предыдущее невозможно освоить новое!
Важно отметить, что, шагая, мы уже знаем, каким будет следующий шаг, мы прогнозируем его (мгновенно, даже не отдавая себе в этом отчета). Именно отсюда – уверенность нашего движения и в конечном итоге – достижение цели. Проще говоря, вот нам надо дойти, допустим, до этого стола, – и вот так мы пошли и уж конечно – дойдем. Простой, обычный, сто раз виденный процесс.
Но дело в том, что в письменной речи – все так же. Только «шаги» называются – «тема» и «рема». Тема – старое, известное, освоенное, рема – новое. И каждое новое предложение подбрасывает нам новенькую информацию (рему), прочно опираясь на информацию уже известную (тему). Так в речи осуществляется движение вперед, только это движение не по поверхности земли, а движение мысли.
Отсутствие такого движения приводит к комическому эффекту. Вот хорошо известный пример: герой гоголевских «Мертвых душ» Чичиков слегка перепутал названия и спросил дорогу в деревню Заманиловка у двух встречных мужиков. Вот что из этого вышло.
«Один из них, бывший поумнее и носивший бороду клином, отвечал:
– Маниловка, может быть, а не Заманиловка? – Ну да, Маниловка. – Маниловка! А как проедешь еще одну версту, так вот тебе, то есть, так прямо направо. – Направо?... – …Направо, – сказал мужик. – Это будет тебе дорога в Маниловку, а Заманиловки никакой нет. Она зовется так, то есть ее прозвание Маниловка, а Заманиловки тут вовсе нет. Там прямо на горе увидишь дом, каменный, в два этажа, господский дом, в котором, то есть, живет сам господин. Вот это тебе и есть Маниловка, а Заманиловки совсем никакой нет здесь и не было».
Комический эффект от речи этого «умного» мужика улавливается всеми, а вот в чем причина того, что его речь кажется смешной, поймешь не сразу. А причина – именно в отсутствии «движения вперед». Мысль словно «топчется на месте». В народе говорят: «Жует мочало – начинает с начала…»
|