Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ: МОДЕЛЬ МИРА
Исследовательская работа

Кузнецова Валентина,
ученица 11 «В» класса, Санкт-Петербург

Автор иллюстраций ©В. Кузнецова

(продолжение)

 

Для «странника духа»44, каким являлся Гумилев, жизнь – дорога, путешествие, искание, смерть – конец жизненного пути, неотвратимый итог, принять который нужно достойно:

…припомнить
Всю жестокую, милую жизнь,
Всю родную, старинную землю
И, представ перед ликом бога
С простыми и мудрыми словами,
Ждать спокойно его суда.

(«Мои читатели»)

Поэзия Гумилева – поэзия жаждущего и непостижимого. Сам поэт так охарактеризовал свой путь жизненный, равный творческому:

Смерть? Но сперва эту сказку поэта
Взвесь осторожно и мудро исчисли, –
Жалко не будет ни жизни, не смерти,
Но пожалеешь о царственной мысли.

Что ж, это путь величавый и строгий:
Плакать с осенним пронзительным ветром,
С нищими нищим таиться в берлоге,
Хмурые думы оковывать метром.

(«Правый путь»)

Н. ГумилевВ своей работе я пыталась показать всю необычность восприятия поэтом мира. Мне хотелось раскрыть уникальность лирики Гумилева, отталкиваясь от (в определенной степени) традиционных тем и мотивов, чье сплетение и создает картину новой вселенной, где правят Бог и Героика…

Во второй половине двадцатого столетия профессор Оксфордского университета Дж.Р.Р. Толкиен создал новый мир, получивший название Средниземье, соткав его из древних эпосов и людских мечтаний… Мир Николая Гумилева названия не имеет…Вероятно, сам поэт при жизни не догадывался о своем уникальном творении. Здесь есть новые, непознанные, уникальные страны, пусть и имеющие земные названия, их населяют полумифические создания наравне с рыцарями и конквистадорами, колдуньями и печальными девами. Этот мир был бы похож на дивную сказку, если не был бы пропитан глубокими переживаниями: невыразимой печалью уставшего, одинокого паладина и восторгом ребенка, смотрящего в синее небо.

Какова же модель мира Николая Гумилева, что является ее сутью, ее сердцевиной? Кажется, это вечность движения, или движение за вечностью. Ведь если отбросить яркие одеяния (так называемую «экзотику»), то перед нами останется «чистое» стремление к Нетленному, которое не может сдержать ни время, ни пространство (видимо, именно поэтому происходит столкновение временных и пространственных пластов). Однако единственно верного толкования творчества поэта быть не может. Моя исследовательская работа самой мне показалась лишь попыткой объять «необъятное», каким является поэзия Николая Гумилева.

 


44  Зобнин Ю. Странник духа/ Н.С. Гумилев: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. С. 5.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности