Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ: МОДЕЛЬ МИРА
Исследовательская работа

Кузнецова Валентина,
ученица 11 «В» класса, Санкт-Петербург

Автор иллюстраций ©В. Кузнецова

(продолжение)

 

Как и во многих других произведениях, кажется, что картина уже дорисована. Но неожиданно поэт придает ей странный, опять-таки несколько мистический колорит, позволяющий почувствовать волнующую таинственность этого почти призрачного города, ставшего еще при жизни живым прошлым.

Может быть, это лишь шутка,
Скал и воды колдовство,
Марево? Путнику жутко,
Вдруг…никого, ничего?

Крикнул. Его не слыхали,
Он, оборвавшись, упал
В зыбкие, бледные дали
Венецианских зеркал.

Нет необходимости объяснять смысл этих двух последних строф. Они не нуждаются в расшифровке. Они призваны вызывать лишь ощущение растерянности и легкого страха перед Непостижимым».29

г) Стихи, посвященные России и Скандинавии

В творчестве Н. Гумилева тесно переплетаются Скандинавия и Россия, хотя, вероятно, точнее будет сказать Русь (именно к этому определению тяготеют по создаваемым образам стихотворения «северного» цикла). Ярким примером тому является стихотворение «Ольга»рис. 7.:

«Эльга, Эльга!» – звучало над полями,
Где ломали друг другу крестцы
С голубыми, свирепыми глазами
И жилистыми руками молодцы.

«Ольга, Ольга!» – вопили древляне
С волосами желтыми, как мед,
Выцарапывая в раскаленной бане
Окровавленными ногтями ход.

И за дальними морями чужими
Не уставала звенеть,
То же звонкое вызванивая имя,
Варяжская сталь в византийскую медь.

Все забыл я, что помнил ране,
Христианские имена,
И твое лишь имя, Ольга, для моей гортани
Слаще самого старого вина…

…Вижу череп с брагой хмельною,
Бычьи розовые хребты,
И валькирией надо мною,
Ольга, Ольга, кружишь ты.

Н. Оцуп писал: «Ельга, героиня скандинавских саг, сливается с Ольгой, знаменитой героиней русских летописей и легенд. Обе похожи на германскую Брюнгильду «Песен о Нибелунгах». Ольга, которая жестоко мстит за убийство мужа, околдовывает поэта. Снова, как в северных стихотворениях, он объявляет себя наследником варягов:

Древних ратей воин отсталый,
К этой жизни затая вражду,
Сумасшедших сводов Валгаллы,
Славных битв и пиров я жду» 30.

А.И. Павловский отмечал, что, «несмотря на прорвавшуюся русскую тему, он (Гумилев) оставался рыцарем Музы Дальних Странствий и продолжал искать свою подлинную – духовную – родину всюду, лишь изредка останавливаясь на мысли, что она может находиться именно в России…»31. Мне кажется, что формулировка Павловского несколько некорректна. Ни собственно Россия, ни какая-либо иная страна «в чистом виде», то есть вне хитросплетения полупризрачных, полулегендарных образов, не могла соответствовать «критериям» «духовной родины».

 


30  Оцуп Н. Николай Гумилев: Жизнь и творчество. – СПб., 1995. С.163.
31  Павловский А.И. Вступительная статья / Николай Гумилев: Стихотворения и поэмы. Под ред. Ю.А. Андреева. – Л.: Советский писатель, 1988. С. 50.

 

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности