Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ: МОДЕЛЬ МИРА
Исследовательская работа

Кузнецова Валентина,
ученица 11 «В» класса, Санкт-Петербург

Автор иллюстраций ©В. Кузнецова

(продолжение)

 

Вернемся к «лучшей» стороне Италии. В воссоздании образа этой древней страны Гумилев проявил себя как подлинный художник. Его стихотворения – это полотна… Очень тонко и эмоционально о живописном начале этих произведений говорится в книге В. Бронгулева «Посреди странствия земного». В завершении этого раздела я хотела бы привести характеристику, данную им двум наиболее впечатляющим стихотворениям итальянского цикла: «Риму» и «Венеции».

Рим

Волчица с пастью кровавой
На белом, белом столбе,
Тебе, увенчанной славой,
По праву привет тебе.

С тобой младенцы, два брата,
К сосцам стремятся припасть.
Они не люди — волчата,
У них звериная масть.

Не правда ль, ты их любила,
Как миленьких, встарь, когда,
Рыча от бранного пыля,
Сжигали они города?

Когда же в царство покоя
Они умчались, как вздох,
Ты, долго и страшно ноя,
Могилу рыла для трех.

Волчица, твой город тот же,
У той же быстрой реки.
Что мрамор высокие лоджии,
Колонн его завитки,

И лик мадонн вдохновенный,
И храм Снятого Петра,
Покуда здесь неизменно
Зияет твоя нора,

Покуда жесткие травы
Растут из дряхлых камней
И смотрит месяц кровавый
Железных римских ночей?!

«Казалось бы, сказано все, мысль завершена. Но, как и во многих других стихотворениях, поэт находит в заключение слова, создающие перед глазами читателя громадную историческую панораму и звучащие как пророчество.

И город цезарей дивных,
Святых и великих пап,
Он крепок следом призывных
Косматых звериных лап.

Можно написать много страниц о величии и монументальности вечного города. Но то, что удалось сделать. Гумилеву, и притом всего в нескольких строфах, поражает. Каждое слово здесь напоминает уверенный мазок кисти мастера, и возникающая картина вряд ли имеет себе равную. Поэт выбрал самую главную примету этого города — капитолийскую волчицу, которая вместе со своими детьми-волчатами и олицетворяет былое могущество Рима. И действительно, в сравнении с аллегорической волчьей норой кажутся ничтожными и мрамор архитектурных сооружений, н вдохновенный лик столь популярных здесь мадонн. А как жестко и зловеще звучат слова: "И смотрит месяц кровавый железных римских ночей!" Ведь никто еще не попытался уложить всю почти трехтысячелетнюю римскую историю в эти "железные ночи". Ну н наконец, разве не порицает отождествление величия и крепости Рима с призывными следами звериных лап?»28

Стихотворение «Венеция», «как и большинство других его (Гумилева) итальянских стихов, отнюдь не изображает современный город. Последний кажется абстрагированным от времени и поэтому не вполне реальным. В него без труда вписались бы любые гофмановские герои… Но, самое главное, в этом стихотворении передано ощущение фантастичности всего увиденного поэтом, а равно и величия открывшейся перед ним необычайной панорамы. Ведь глубина любой картины в огромной мере зависит не только от достоинств ее самой, но и от проницательности всматривающихся в нее глаз.

Поздно. Гиганты на башне
Гулко ударили три.
Сердце ночами бесстрашней,
Путник, молчи и смотри.

Город, как голос наяды,
В призрачно-светлом былом,
Кружев узорней аркады,
Воды застыли стеклом.

Верно, скрывают колдуний
Завесы черных гондол
Там, где огни на лагуне –
Тысячи огненных пчел.

Лев на колонне, и ярко
Львиные очи горят,
Держит Евангелие Марка,
Как серафимы, крылат.

А на высотах собора,
Где от мозаики блеск,
Чу, голубиного хора
Вздох, воркованье и плеск.

 


26  Бронгулев В.В. Посредине странствия земного. – М.: «Мысль», 1995. С. 258-260.
27  Верховский Ю. Путь поэта / Н.С. Гумилев: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. С. 535.
28  Верховский Ю. Путь поэта / Н.С. Гумилев: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. С. 535.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности