Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ: МОДЕЛЬ МИРА
Исследовательская работа

Кузнецова Валентина,
ученица 11 «В» класса, Санкт-Петербург

Автор иллюстраций ©В. Кузнецова

(продолжение)

 

Италия Гумилева – страна католицизма, соблазна и в этом плане чуждая поэту:

…Здесь зреет хмель, но лавр уж зачах.

(«Транзименское озеро»)

Как эмаль, сверкает море,
И багряные закаты
На готическом соборе,
Словно гарпии, крылаты;

Но какой античной грязью
Полон город, и не вдруг
К золотому безобразью
Нас приучит буйный юг.

(«Неаполь»)

Стоит обратить внимание на стихотворение «Падуанский собор».

Да этот храм и дивен, и печален,
Он – искушенье, радость и гроза,
Горят в окошечках исповедален
Желаньем истомленные глаза.

Растет и падает напев органа
И вновь растет полнее и страшней,
Как будто кровь, бунтующая пьяно
В гранитных венах сумрачных церквей.

В. Бронгулев охарактеризовал произведение Гумилева так: «Созданный им образ собора величествен и монументален, но вместе с тем он подавляет душу чем-то жестоким и… греховным. Даже звуки органа кажутся ему пьяно-бунтующими потоками крови в каменных венах этого полуфантастического здания. И, с трудом дослушав богослужение, он в отчаянии восклицает:

От пурпура, от мучеников томных,
От белизны их обнаженных тел,
Бежать бы из-под этих сводов темных,
Пока соблазн душой не овладел.

Вероятно, он сам чувствовал себя одним из этих мучеников и жаждал солнца, воздуха, чтобы покинуть эти мрачные своды, чтобы

В глухой таверне старого квартала
Сесть на террасе и спросить вина,
Там от воды приморского канала
Совсем зеленой кажется стена.

Ведь поэт прежде всего художник, а образ изумрудно светящейся на солнце влажной стены для него минутами более значим, чем торжественные и гнетущие порталы храма. Он делает отчаянную попытку бежать, но влруг понимает, что слабеет, и видит, как над ним

Готические башни, словно крылья,
Католицизм в лазури распростер».26

Трактовка этого произведения В. Бронгулевым представляется мне не совсем точной. Автор противоречит и себе самому и, по всей вероятности, тому, что в стихотворение вкладывал поэт. Это не попытка бегства при осознании собственной греховности, а как раз напротив: лирический герой «Падуанского собора» стремится уйти от развращающей, недуховной красоты (даже скорее притягательности) этого храма. А «образ изумрудно светящейся на солнце влажной стены» – это простая, чуть грубая красота. Однако над ней гнетущей соблазняющей силой нависают «готические башни». Также не стоит забывать, о том, что Гумилев был религиозным, православным человеком, поэтому отнюдь не случайно нечто «жестокое и… греховное», присутствующее в католическом храме, вызывает резкое отторжение («Бежать бы из-под этих сводов темных…»).

Стихотворение «Фра Беато Анжелико» может быть противопоставлено «Падуанскому собору», где воспевается творчество флорентийского живописца, монаха-доминиканца:

…Средь многих знаменитых мастеров,
Ах, одного лишь сердце полюбило…
На всем, что сделал мастер мой, печать
Любви земной и простоты смиренной.

О да, не все умел он рисовать,
Но то, что рисовал он, – совершенно.

«…И как бы искусством этого мастера пропеты стихи:

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
И все в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога». 27

 


26  Бронгулев В.В. Посредине странствия земного. – М.: «Мысль», 1995. С. 258-260.
27  Верховский Ю. Путь поэта / Н.С. Гумилев: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. С. 535.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности