Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ: МОДЕЛЬ МИРА
Исследовательская работа

Кузнецова Валентина,
ученица 11 «В» класса, Санкт-Петербург

Автор иллюстраций ©В. Кузнецова

(продолжение)

 

Гумилев «не боится пространства, покоряет его, ценит время, но вечность есть последняя цель его Музы, Музы дальних странствий»7.

Древних ратей воин отсталый,
К этой жизни затая вражду,
Сумасшедших сводов Валгаллы,
Славных битв и пиров я жду.

(«Ольга»)

Я, верно, болен: на сердце туман,
Мне скучно все – и люди, и рассказы.
Мне снятся королевские алмазы
И весь в крови широкий ятаган.

(«Сонет»)

Да, перед нами «последний из конквистадоров, поэт-ратник, поэт-латник с душою викинга».8 Не дешевая, картинная романтика, а глубокое, трагичное мировосприятие раскрыто перед читателем. В стихотворениях Гумилева – всепоглощающее одиночество. «Гумилев был, как все герои, не окружен людьми, а одинок. В бога он крепко верил, но грустил. Как просто сумел поэт выразить это чувство и мысль: «Есть Бог, есть мир. Они живут вовек, а жизнь людей мгновенна и убога». И высшим, пожалуй, утешением для Гумилева был отзвук, отклик героики и красоты в душе четкого слушателя или читателя»9. Но «глубокая взаимная рознь»10 таилась «между поэтом <…> и его пестрой и случайной аудиторией»11.

Летящей горою за мною несется Вчера,
А Завтра меня впереди ожидает, как бездна,
Иду… Но когда-нибудь в Бездну сорвется Гора.
Я знаю, я знаю, дорога моя бесполезна.

рис. 7.

2. География поэзии

а) Африканские стихи (Шатер)

«Если разобрать эти стихи, исходя из тех критериев, которые Гумилев-критик использовал как основу своих исследований, то легко обнаружить, что фонетическая, стилистическая, композиционная и эйдолологическая стороны этих творений гармонически сочетаются»12, - писал Н. Оцуп об африканском цикле Н. Гумилева. Он утверждал, что Африка является единственной темой «Шатра» и «единственное отношение поэта к ней — восторг, восхищение»13:

Оглушенная ревом и топотом,
Облаченная в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шепотом
В небесах говорят серафимы.

И твое раскрывая Евангелие,
Повесть жизни ужасной и чудной,
О неопытном думают ангеле,
Что приставлен к тебе безрассудной.

Про деянья свои и фантазии,
Про звериную душу послушай,
Ты, на дереве древней Евразии
Исполинской висящая грушей.

(«Вступление»)

 


7  Плетнев Р. Н.С. Гумилев (1886-1921): с открытым забралом/ Н.С. Гумилев: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. С.586.
8  Айхенвальд Ю.И. Гумилев / Н.С. Гумилев: pro et contra. – СПб: РХГИ, 2000. С. 491.
9  Плетнев Р. Н.С. Гумилев(1886-1921): с открытым забралом / Н.С. Гумилев: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. С. 587.
10  Иванов Г.В. О поэзии Н. Гумилева / Н.С. Гумилев: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. С.482.
11  Иванов Г.В. О поэзии Н. Гумилева / Н.С. Гумилев: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. С.482.
12  Оцуп Н. Николай Гумилев: Жизнь и творчество. – СПб., 1995. С. 82.
13  Оцуп Н. Николай Гумилев: Жизнь и творчество. – СПб., 1995. С. 83.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности