Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ: МОДЕЛЬ МИРА
Исследовательская работа

Кузнецова Валентина,
ученица 11 «В» класса, Санкт-Петербург

Автор иллюстраций ©В. Кузнецова

(продолжение)

 

Так долго сердце боролось,
Слипались усталые веки,
Я думал, пропал мой голос,
Мой звонкий голос навеки.

Но Вы мне его возвратили,
Он вновь мое достоянье,
Вновь в памяти белых лилий
И синих миров сверканье.

Мне ведомы все дороги
На этой земле привольной…
Но Ваши милые ноги
В крови, и Вам бегать больно.

(«Так долго сердце боролось…»)

Он ставит ЕЁ выше себя, а мнение о том, что существует земной прототипом лирической героини35, значительно упрощает образ, снижает высокое чувство, душевное страдание до банального, пошлого куртуазного переживания, что является заблуждением, ибо:

…светились звезды золотые,
Приглашенные на торжество,
Словно апельсины восковые,
Те, что подают на Рождество.

«Тише крики, смолкните напевы! –
Я вскричал. – И будем все грустны,
Потому что с нами нету девы,
Для которой все мы рождены».

(«В этот мой благословенный вечер…»)

рис. 5.Любовь его странная, почти болезненная, граничащая не то со смертью, не то с высшей волей. «Любовь с «блестящим кинжалом в руках» – вот что влечет поэта. Эта фантазия повторяется в нескольких стихотворениях Гумилева. В одном из них («Поединок», сб. «Жемчуга») герой побежден «девой-воином»:

Я пал, и, молнии победней,
Сверкнул и в тело впился нож.
Тебе восторг – мой стон последний,
Моя прерывистая дрожь.

Она же, найдя «труп окоченелый» своего возлюбленного, снова склоняется над ним:

Люблю! Ты слышишь милый, милый?
Открой глаза, ответь мне: «Да».
За то, что я тебя убила,
Твоей останусь навсегда».36

 


35  Ю. Зобнин: «… «тематическая специфика» этих гумилевских стихов как раз заключается в том, что речь идет в них не о «бессмертной любви», а о вполне «смертной» похоти, безбожном эросе, воплощением которого и был роман Гумилева с «Синей звездой» – Еленой Карловной Дюбуше. Е.К. Дюбуше не единственный прототип лирической героини Гумилева; по крайней мере, несколько стихотворений книги обращены не к ней, а к Ахматовой, М.М. Тумповской и О.А. Арбениной. Однако их содержание как бы «вплетается» Гумилевым в рассказ о «парижской» влюбленности 1917г. Это приводит к мысли, что история взаимоотношений поэта с Е.К. Дюбуше приобрела в глазах Гумилева некий «общий», «универсальный» характер, была опознана им как своего рода «квинтэссенция» всех прочих любовных историй его жизни».
36  Оцуп Н. Николай Гумилев. Жизнь и творчество. – СПб., 1995. С. 44- 45.

 

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности