Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ: МОДЕЛЬ МИРА
Исследовательская работа

Кузнецова Валентина,
ученица 11 «В» класса, Санкт-Петербург

Автор иллюстраций ©В. Кузнецова

(продолжение)

 

1.4 Любовь и Смерть

«Поэт с девственной душой» - так назвал Н. Гумилева Л. Горгунг. В стихотворениях поэта, затрагивающих такое человеческое чувство, как любовь, сильнее всего ощущается стремление к нравственной чистоте. «Тут видится яркое доказательство недосягаемости идеальной любви, несмотря ни на какое упорство стремлений Гумилева к ее обретению. <…> Чудо встречи с Беатриче не состоялось»29.

Обратимся к объекту любви «поэта-странника». Как образ «Прекрасной Дамы» никогда не покидал поэзию А. Блока, так и «та, чьи взоры непреклонны» всегда оставалась в творчестве Гумилева, не только в творчестве, но и в мечтах, наверное. Он (как утверждал Н. Оцуп) «не нашел в земной жизни мадонны своих молитв, женщины, которая бы сумела бы его покорить не только физическим или духовным очарованием, но чистотой и нравственным совершенством.

Вместо единственной любви поэту остаются только пьянящие ощущения вечного бродяги, дикаря, донжуана, тревожного художника. Но это ведь поражение…».

«Поражение»?.. Нет, не совсем… ЕЁ нет в реальной жизни, но …

На путях зеленых и земных
Горько счастлив темной я судьбою.
А стихи? Ведь ты мне шепчешь их,
Тайно наклоняясь надо мною
.

Ты была безумием моим
Или дивной мудростью моею,
Так когда-то грозный серафим
Говорил тоскующему змею:

«… Там, где плещет сладкая вода,
Вновь соединим мы наши руки,
Утренняя, милая звезда,
Мы не вспомним о былой разлуке». 30

(«На путях зеленых и земных»)

рис.4.Происходит совмещение временных пластов. Кажется, что двоих, связанных невидимыми нитями - судьбы ли, вечности ли - разделяют эпохи, века, и встреча произойдет нескоро…

Однако в своей исследовательской работе Ю. Зобнин предпочитает рассматривать это стихотворение, да и весь сборник «К синей звезде», в котором оно было напечатано, как пример «очень глубокого образа похоти, «безбожного эроса», который служит силам зла»31. Критик утверждает, что «лирическая героиня – «лишь синяя звезда», утренняя Денница, «мучительно, чудесно и неотвратимо» губящая красотой «дурманящего тела» охваченного «истомой» героя:

…Когда перед бедою
Я обессилю, стиснув зубы,
Ты не придешь смочить водою
Мои запекшиеся губы.

В часы последнего усилья,
Когда и ангелы заблещут,
Твои сияющие крылья
Передо мной не затрепещут». 32

Я не могу согласиться с точкой зрения Ю. Зобнина. Разве сопутствуют сияющие крыла «образу «утренней звезды», Денницы, одного из главных символов дьявола»33? Если «переживания лирического героя Гумилева – не переживания любящего, а переживания блудника», то почему же:

Дремала душа, как слепая,
Так пыльные спят зеркала,
Но солнечным облаком рая
Ты в темное сердце вошла.

(«Дремала душа, как слепая…»)

«Страсть пропела песней лебединой»34, земная любовь принесла только разочарование…Остается только нравственно чистая Беатриче (чей образ появился ещё в самом начале творчества Гумилева), ей противопоставляется лирический герой (за которым угадывается сам автор). Беатриче во всех её ипостасях - почти муза поэта:

Жил беспокойный художник.
В мире лукавых обличий –
Грешник, развратник, безбожник,
Но он любил Беатриче.

(«Беатриче»)

…Душа твоя дивно крылата,
Певучая ты для меня.

(«Дремала душа, как слепая…»)

Преображая дух и тело,
Напев вставал и падал вновь.
То говорила и звенела
Твоя поющей лютней кровь.

(«Я вырван был из жизни тесной»)

 


29  Оцуп Н. Николай Гумилев: Жизнь и творчество. – СПб., 1995. С. 47.
30  Гумилев Н.С. Стихотворения и поэмы. Под редакцией Ю. А. Андреева. – Л.: Советский писатель, 1988. С. 372-373.
31  Зобнин Ю.Н. Гумилев – поэт православия. – СПб., 2000. С.183.
32  Зобнин Ю.Н. Гумилев – поэт православия. – СПб., 2000. С.187.
33  Зобнин Ю.Н. Гумилев – поэт православия. – СПб., 2000. С.186.
34  Гумилев Н.С. Стихотворения и поэмы. Под редакцией Ю. А. Андреева. – Л.: Советский писатель, 1988. С. 363.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности