Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ: МОДЕЛЬ МИРА
Исследовательская работа

Кузнецова Валентина,
ученица 11 «В» класса, Санкт-Петербург

Автор иллюстраций ©В. Кузнецова

(продолжение)

 

рис. 3.С этим образом тесно связаны стремления поэта к неизведанному, девственному и жажда открытий.

Та, чей дух – крылатый метеор,
Та, чей мир в святом непостоянстве,
Чье названье – Муза Дальних Странствий...

…Целый день на мостике готов,
Как влюбленный, грезить о пространстве;
В шуме волн он слышит сладкий зов,
Уверенья Музы Дальних Странствий.

В.М. Жирмунский считал, что, обращаясь к изображению «экзотических стран», Гумилев тем самым компенсирует бедность «эмоционального и музыкального содержания» («…он редко говорит о переживаниях интимных и личных…он избегает лирики любви и лирики природы, слишком индивидуальных признаний и слишком тяжелого самоуглубления. Для выражения своего настроения он создает объективный мир зрительных образов, напряженных и ярких, он вводит в свои стихи повествовательный элемент и придает им характер полуэпический – балладную форму… Муза Гумилева – муза дальних странствий»22). На мой взгляд, слово «экзотика», применяемое по отношению к творчеству Гумилева, приобрело статус штампа, за которым в действительности скрывается душевный поиск. Происходит уничижение роли стихотворных путешествий поэта. «Неведомые страны»23 носят скорее психологический характер, чем географический:

Может быть, тот лес – душа твоя,
Может быть, тот лес – любовь моя,
Или, может быть, когда умрем,
Мы в тот лес отправимся вдвоем.

(«Лес»)

1.3 Тема не войны, но битвы

Вот голос томительно звонок…
Зовет меня голос войны…
Н.С. Гумилев

Тема войны является едва ли не самой сложной в творчестве Николая Гумилева, она же, с моей точки зрения, едва ли не самая неправильно истолкованная. Как правило, критики рассматривают ее, базируясь на аполитичности поэта. При этом в расчет берется война 14-го года, а не ВОЙНА как таковая. Война для Гумилева никогда не была лишь частью холодной истории. Война скорее способ самоопределения, путь к самопознанию, борьбы с самим собой, нежели политический процесс. «…Гумилев был далек от понимания социальной подоплеки империалистической бойни, развязанной капиталистическими государствами с целью раздела мира. Народные неисчислимые страдания, которыми оплачивалась война, чуждая национальным интересам, не были ему ни близки, ни внятны… Сама война, с ее непохожестью на будничное течение мирной жизни, была для него опять-таки своеобразной “экзотикой”»24, - писал А.И. Павловский. На мой взгляд, аргументы критика не отражают суть мировосприятия поэта, собственно о войне 1914-го Гумилев никогда и не писал… В его стихотворениях отсутствуют исторические указатели, конкретизирующие события. Однако можно согласиться с Ю. Зобниным, утверждавшим, что «стихи военного цикла – это и документ эпохи, поскольку мы всегда смотрим на свое историческое прошлое сквозь призму художественного, эпистолярного, научного наследия»25.

Словно молоты громовые
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.

И так сладко рядить Победу,
Словно девушку в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага.

(«Наступление»)

Событие мирового масштаба растворяется в мироощущении поэта, теряет прямую связь с историей, превращается в порыв, чувство, неотъемлемую часть собственного мироздания. Ю. Зобнин писал: «Поэзия Гумилева <…> являет нам сложную, многогранную и многоцветную картину видения мира, новую эстетическую реальность, воссозданную художником зорким, правдивым и ярким»26.

«…взгляд на войну в стихотворениях Гумилева с самого начала особый, глубоко лирический и потому независимый от идеологических шаблонов»27.

Примечательно, что тема войны не ограничивается циклом 1914-1918 гг. Эта тема многолика, по сути, она никогда не покидает творчество Гумилева. Только вне цикла еще более ярко выражено стремление не столько к жестокой схватке, сколько к преодолению, к борьбе.

Древних ратей воин отсталый,
К этой жизни затая вражду,
Сумасшедших сводов Валгаллы,
Славных битв и пиров я жду.

(«Ольга»)

Мне кажется, Р. Плетнев в своей работе «Н.С. Гумилев (1886-1921): с открытым забралом» выразил самую суть военной темы поэта, а точнее, его «военного» мировосприятия: «Труден путь, но героизм и в бою и в жизни есть спасение духа, самой чести и достоинства жизни. Герой и поэт Черногории хорошо это выразил: только «героизм является царем над злом всех форм», только он – отпор сатанизму. Да и что может мерить, весить и оценивать жалкую в своей мимолетности жизнь человека, мгновение в безмерности пространства и бездонности времени? – Один героизм может мерить и весить бытие, ибо он духовен»28.

 


22  Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм / Н.С. Гумилев: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. С. 422.
23  Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм/ Н.С. Гумилев: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. С. 422.
24  Павловский А.И. Вступительная статья / Николай Гумилев. Стихотворения и поэмы. Под ред. Ю.А. Андреева. – Л.: Советский писатель, 1988. С. 38-39
25  Зобнин Ю. Стихи Гумилева, посвященные Мировой Войне 1914-1918 годов (военный цикл) / Николай Гумилев: Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994. С.128.
26  Зобнин Ю. Стихи Гумилева, посвященные Мировой Войне 1914-1918 годов (военный цикл)/ Николай Гумилев: Исследования и материалы. Библиография. С. 138.
27  Зобнин Ю. Стихи Гумилева, посвященные Мировой Войне 1914-1918 годов (военный цикл)/ Николай Гумилев: Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994. С. 131.
28  Плетнев Р. Н.С. Гумилев (1886-1921): с открытым забралом / Н.С. Гумилев: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. С. 584.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности