Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ: МОДЕЛЬ МИРА
Исследовательская работа

Кузнецова Валентина,
ученица 11 «В» класса, Санкт-Петербург

Автор иллюстраций ©В. Кузнецова

(продолжение)

 

Безусловно, такая позиция не могла не отразиться на творчестве поэта, утверждавшего, что «Поэзия и религия – две стороны одной и той же монеты. И та и другая требуют от человека Духовной работы. Но не во имя практической цели… а во имя высшей, неизвестной им самим. <…> Руководство… в перерождении человека в высший тип принадлежит религии и поэзии»16.

Земля забудет обиды
Всех воинов и всех купцов,
И будут, как встарь, друиды
Учить с зеленых холмов.

И будут, как встарь, поэты
Вести сердца к высоте,
Как ангел водит кометы
К неведомой им мете.

(«Канцона третья»)

Существует несколько версий толкования религиозного мировосприятия Гумилева (и, соответственно, тех произведений, где оно наиболее ярко отражено).

Ю. В Зобнин утверждает, что «все своеобразие поэтического облика «акмеиста» Гумилева объясняется православной воцерковленностью его мировоззрения и сознательной ориентацией на эстетику религиозного искусства».

В статье С.Л. Слободнюк «Николай Гумилев: модель мира (к вопросу о поэтике образа)» на примере анализа поэмы «Звездный ужас» высказывается такое предположение: «…с развиваемой Гумилевым теорией о друидическом происхождении поэзии, об уходе поэзии от друидов и ее грядущем возвращении к ним вскрывается второй план развития действий в поэме: бывшие боги для старых становятся дьяволами, для юных дьявол становится богом. Утрата поэтического мировосприятия ведет к гибели, поэзия и познание дается молодым»17.

Однако наиболее близким к сути мне представляется мнение Н. Оцупа: «Поэзия <…> Гумилева очень часто воспевает фантастические лица или предметы. Воображение у него языческое, а сердце христианское. Здесь Гумилев как бы сходится с простыми людьми из народа. Вспомним, что именно деревенские люди обращались в христианство последними. Местные божества (феи, фонтаны, деревья, родники) – древние пережитки доевропейской цивилизации. Гумилев, как мы уже отмечали, имеет родственные черты с безымянными создателями славянских и в особенности кельтских мифов и легенд»18.

1.2 Тема пути («Муза дальних странствий»)

«Гумилев – поэт географии. Он именно опоэтизировал и осуществил географию, ее участник, ее любящий и действенный очевидец. Вселенную воспринимает он как живую карту, где «пути земные розой жил, розой вен». Творец «расположил», - и по этим венам “струится и поет радостно бушующая кровь природы”»19, - писал Ю.И. Айхенвальд. Здесь скрывается не банальное любопытство и стремление к путешествиям, а «приверженность поэта идее «движения», которое воспринимается им и как универсальное связующее начало мироздания, и как характеристика творческого миросозерцания, и как условие миропостижения»20:

Зачарованный викинг, я шел по земле,
Я в душе согласил жизнь потока и скал,
Я скрывался во мгле на моем корабле,
Ничего не просил, ничего не желал.

Именно через странствие происходит познание: «…ощущая себя явлениями среди явлений, мы становимся причастны мировому ритму, принимаем все воздействия на нас и в свою очередь воздействуем сами»21, - писал Н.С. Гумилев в своем акмеистическом манифесте. Движение внешнее неотделимо от движения внутреннего, фактически каждый шаг на земной тверди – это шаг внутрь себя, внутрь мироздания.

Я конквистадор в панцире железном,
Я вышел в путь и весело иду,
То отдыхая в радостном саду,
То наклоняясь к пропастям и безднам.

(«Сонет»)

Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти все мимо, мимо.

(«Шестое чувство»)

Странствие заключает в себе свободу в первую очередь свободу душевную. Вероятно, ее олицетворением и является Муза Дальних Странствий:

Что до природы мне, что до древности,
Когда я полон жгучей ревности,
Ведь ты во всем ее убранстве
Увидел Музу Дальних Странствий.

(«Отъезжающему»)

 


16  Гумилев Н.С. Сочинения: В 3 т. - М., 1991. Т. 3. С. 20.
17  Слободнюк С.Л. Николай Гумилев: модель мира (к вопросу о поэтике образа) / Николай Гумилев. Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994. С. 157.
18  Николай Оцуп. Николай Гумилев Жизнь и творчество. – СПб., 1995. С. 177.
19  Айхенвальд Ю.И. Гумилев/ Н.С. Гумилев: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. С. 493.
20  Зобнин Ю.В. Странник духа/ Н.С. Гумилев: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. С. 19.
21  Гумилев Н.С. Наследие символизма и акмеизм / Книга для ученика и учителя. – М.: Олимп, 1998. С. 105.

 


На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности