Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ: МОДЕЛЬ МИРА
Исследовательская работа

Кузнецова Валентина,
ученица 11 «В» класса, Санкт-Петербург

Автор иллюстраций ©В. Кузнецова

1. Модель мира

«Поэт – это низвергнутый царь, что сидит на пепелище своего дворца и пытается воссоздать образ из пепла», - говорил Халиль Джебран, ливанский писатель-эссеист и художник. Трудно не согласиться с этим высказыванием. В роли дворца выступает целый мир, мир звенящий то болью, то восторгом, мир всегда искренний и неповторимый, который создает каждый поэт.

В своей работе я исследую модель мира в творчестве Николая Степановича Гумилева. Модель мира в поэзии представляет собой единый организм, поэтому моей целью работы является не жесткое разделение творчества Н. Гумилева на этапы, а осмысление его в целом: в сплетении и взаимодействии образов, тем и мотивов. «Ведь не кто иной, как он сам, написал когда-то:

От «Романтических цветов»
И до «Колчана» я все тот же…»1

«…сам создает для себя страны и населяет их им самим сотворенными существами», - так писал о Н.С. Гумилеве В. Брюсов. Безусловно, этот маститый представитель старших символистов был прав, однако здесь есть некоторая тонкость: Николай Гумилев не ограничивался созданием отдельных стран, он создал свой мир, где расположил страны, сообразуясь со своим восприятием, наполнил их жизнью, а потом протянул руку самым чутким читателям, приглашая войти…

Л.В. Горгунг замечал в письме к П.Н. Лукницкому: «До конца Гумилев встает перед нами один и тот же, до конца по-прежнему живет в своих созданиях. Должно быть, прав Голлербах2 , что в жизни поэт навсегда оставался 16-летним мальчиком, влюбленным в мечту и живущим в мире идеальных образов и героев. Все они – и Гондла, и Северный Раджа, и Имр, и Колумб, и Короли из первой книги, и Капитаны – все они стремятся к одному и тому же, и устами их говорит все тот же верный себе и своему необыкновенно цельному мировоззрению, неутомимый и страстный, мудрый и юный в своей наивности, задумчивый воин и капитан, зовущий к неведомой красоте золотых островов беспокойного и пылающего Духа».3

Для того чтобы понять, как устроен мир Николая Гумилева, необходимо выявить те «столпы», на которых он держится, т. е. черты, видимо, характерные, для каждого поэта, но в силу личностной окраски позволяющие говорить об уникальности и неповторимости творчества каждого. Основой гумилевской модели мира являются пространственно-временные отношения («Бытие всегда есть в пространстве и времени…»4) - одежды, «скрывающие» мироощущение поэта.

Трудно не согласиться с точкой зрения С.Л. Слободнюк, представленной в статье «Николай Гумилев: модель мира (к вопросу о поэтике образа)»: «Каждый художник творит свой собственный мир. И Гумилев, конечно, не исключение. Но здесь сходство с собратьями по перу и заканчивается, ибо он создает не просто свою интерпретацию действительности, а новую реальность, опирающуюся на прошлое и получающую воплощение в будущем. Настоящее – этап собственно созидания грядущего бытия:

Солнце, сожги настоящее
Во имя грядущего,
Но помилуй прошедшее!»5

У Гумилева нет единого времени. Сложно сплетаются Прошлое, Настоящее и Будущее. Также «проблема времени» ознаменована двумя темами: памяти и реальности (отсюда неотвратимо возникает вопрос будущего).

Что же касается пространства, то оно вполне реально (то есть его присутствие географически зафиксировано), но окрашено личным мировосприятием, поэтому зачастую в произведениях Гумилева ощущается налет фантастичности, отрешенность от бренной земли. Этот эффект ещё более усиливается совмещением пространственных и временных пластов:

Здесь с криками чудовищных глумлений,
Как сатана на огненном коне,
Пер Гюнт летал на бешеном олене
По самой неприступной крутизне.6

(«Норвежские горы»)

Также распространен мотив ненайденной, необнаруженной на земной поверхности страны:

В том лесу белесоватые стволы
Выступали неожиданно из мглы.

Из земли за корнем корень выходил,
Точно руки обитателей могил.

Под покровом ярко-огненной листвы
Великаны жили, карлики и львы.

(«Лес»)

И кажется, в мире, как прежде есть страны,
Куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живут великаны
И светят в прозрачной воде жемчуга.

С деревьев стекают душистые смолы,
Узорные листья лепечут: «Скорей,
Здесь реют червонного золота пчелы,
Здесь розы краснее, чем пурпур царей!»

И карлики с птицами спорят за гнезда,
И нежен у девушек профиль лица…
Как будто не все пересчитаны звезды,
Как будто наш мир не открыт до конца!

(«Капитаны»)

 


1  Бронгулев В.В. Посредине странствия земного. – М.: «Мысль», 1995. С. 137
2  Голлербах Э.Ф.: «Упрекали его в позерстве, в чудачестве. А ему просто всю жизнь было шестнадцать лет. Любовь, смерть и стихи. В шестнадцать мы знаем все на свете. Потом – забываем: дела, делишки, мелочи повседневной жизни убивают романтические фантазии. Забываем. Но он не забывал, не забывал всю жизнь». (Николай Гумилев в воспоминаниях современников. М., 1990. С. 15)
3  Николай Гумилев. Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994. С. 514.
4  Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб «Искусство – СПб», 1996. С. 579.
5  Слободнюк С.Л. Николай Гумилев: модель мира / Николай Гумилев. Исследования и материалы. Библиография. – СПб., 1994. С. 159.
6  Здесь и далее тексты стихотворений Н. Гумилева цит. по изд.: Гумилев Н.С. Стихотворения и поэмы. – Л.: Советский писатель, 1988.

 


- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 -На следующую страницу


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности