Культура письменной речи - gramma.ru

НАЙТИ

 
Главная ЭКЗАМЕН ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ ВСТУПЛЕНИЕ К СОЧИНЕНИЮ

Т. Алексеева,
учитель русского языка и литературы,
методист по литературе Красногвардейского района
Санкт-Петербурга

 

Вступление к сочинению должно быть очень небольшим – предложения два-три, от силы пять. Никакой "водички": когда родился, где учился, на ком женился… Время теперь все ценят, и разговоры "вокруг да около" не нужны.

Итак, вступление должно быть коротким и обязательно должно выполнять главную задачу – подводить к теме.

Что должно быть во вступлении?

1. Обстоятельственная ремарка;
2. Мотивация выбора темы;
3. Постановка задачи;
4. Сужение материала.

Не спешите пугаться терминов. Во-первых, они почти все "самодельные" (самопридуманные), т. е. их вполне можно заменить другими. Зачем было придумывать? Потому что у современных молодых людей как-то странно (а может, и не странно?) устроена голова – с терминами они лучше запоминают.

Термин "обстоятельственная ремарка" легко понять: ремарка – пояснение, а на какие вопросы отвечает обстоятельство, знает каждый. Нам из этих "обстоятельственных" вопросов нужно как минимум три: кто? (кто написал), что? (что написал, т. е. название произведения и, хорошо бы, жанр) и когда? (точная дата совсем не обязательна, можно так: "в тридцатые годы XX века", "на рубеже веков", "в начале XX века" и так далее).

Термин этот придуман для тех симпатичных товарищей, которые ухитряются целое сочинение написать, так и не упомянув ни разу ни имени автора, ни названия произведения. А когда им указываешь на это, с недоумением говорят: "Ну вот же, в названии сочинения все написано!"

Запомним очень важную вещь: формулировка темы в текст сочинения не входит, и начинать сочинение со слов "В этом романе…", адресуя своего читателя к названию как к первому предложению текста, нельзя.

Мотивация выбора темы – это указание на причину (мотив) обращения именно к этой теме. (Выбрали же вы именно эту тему из всех предложенных! Ну, разумеется, не надо писать о том, что это единственное прочитанное произведение из всех предложенных для сочинения…) Рядом должна быть и постановка проблемы – т. е. формулировка той конкретной задачи, которую вы в своем сочинении будете решать.

Сужение материала – это установление (опять- таки мотивированное) тех границ, в рамках которых вы будете решать поставленную задачу. Ведь у вас всего лишь небольшое сочинение, а не кандидатская диссертация!

Ах, как много слов! На деле все выглядит гораздо проще.

Анна Андреевна Ахматова…Творчество этой великой поэтессы XX столетия вместило много поэтических шедевров. К ним относится и стихотворение "………".

Вступление самое обыкновенное (если не сказать банальное, – но мы ведь учимся). И в то же время все в нем на месте.

Проверим: автор назван? Да. Время? Указано. Произведение? Тоже. Так, обстоятельственная ремарка есть.

С мотивацией и постановкой проблемы тоже все просто – к шедеврам прикоснуться всегда приятно.

И сужение материала налицо – из всего замечательного творчества мы выбираем одно – естественно, самое лучшее – стихотворение.

А теперь посмотрите на это вступление еще раз. Такое и семикласснику под силу, правда?

Попробуйте написать несколько таких вступлений-заготовок к разным сочинениям.

 


В РАЗДЕЛЕ:



РЕКЛАМА

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2020 г.
Политика конфиденциальности