Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная ЭКЗАМЕН Реферат
 

НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ: МОДЕЛЬ МИРА
Исследовательская работа

(продолжение)

б) Возвращение странника

      Основной мотив творчества Гумилева – странничество. Ю. Зобнин выделял в творчестве поэта некую «семантическую систему, определяемую знаками “начала движения”, “пути” и “цели”»39, которая является «определяющей для стилистической и поэтической специфики очень широкого круга произведений Гумилева разных лет творчества»40. Подобное «разграничение» вовсе не лишено смысла, однако, на мой взгляд, здесь не отмечен еще один момент: всякий путь имеет окончание… Неуклонно встает мотив «завершения пути», порою равный возвращению или смерти (хотя здесь присутствует перекличка с «целью»)…

      И умру я не на постели,
      При нотариусе и враче,
      А в какой-нибудь дикой щели,
      Утонувшей в густом плюще,

      Чтоб войти не во всем открытый,
      Протестантский прибранный рай,
      А туда, где разбойник, мытарь
      И блудница крикнут: «Вставай!»

(«Я и Вы»)

      Ю.И. Айхенвальд утверждал: «В поэзии Гумилева тема смерти имеет видную долю. Он знает весь ужас ее, но знает и того старого конквистадора, который, когда пришла к нему смерть, предложил ей «поиграть в изломанные кости». Он бесстрастно смотрит ей прямо в глаза, он сохраняет перед ней свое достоинство, и не столько она зовет его к себе, сколько он – ее. Себе предоставляет право выбора:

      Не избегнешь ты доли кровавой
      Что земным предназначила твердь.
      Но молчи: несравненное право –
      Самому выбирать свою смерть.

      И Гумилев выбрал – и через это смертью попрал смерть. <…> И среди жутких видений, которые навевает на него присущий ему элемент баллады, грезится поэту и такая картина:

      В красной рубашке, с лицом, как вымя,
      Голову срезал палач и мне,
      Она лежала вместе с другими
      Здесь, в ящике скользком, на самом дне».41

      Смерть у Гумилева, зачастую, приобретает вид предначертания, судьбы, рока:

      …Пуля, им отлитая, просвищет
      Над седою вспененной Двиной,
      Пуля, им отлитая, отыщет
      Грудь мою, она пришла за мной.

      Упаду, смертельно затоскую,
      Прошлое увижу наяву,
      Кровь ключом захлещет на сухую,
      Пыльную и мятую траву.

(«Рабочий»)

      Смерть имеет различные ипостаси. Так, например, «очень красива греза о смерти орла в такой высоте, что он уже не мог не упасть и, не зная тления, летел вперед»42:

      Орел летел все выше и вперед
      К Престолу Сил сквозь звездные преддверья,
      И был прекрасен царственный полет,
      И лоснились коричневые перья…

      Он умер, да! Но он не мог упасть,
      Войдя в круги планетного движенья,
      Бездонная внизу зияла пасть,
      Но были слабы силы притяженья.

      Лучами был пронизан небосвод,
      Божественно холодными лучами,
      Не зная тленья, он летел вперед,
      Смотрел на звезды мертвыми очами.

(«Орел»)

      Здесь смерть равна вечности, равна героике, и она же лишь конец гнетущего земного существования, логическое завершение безнадежным поискам:

      …Ночью был зарезан в драке
      И пришел к преддверьям рая…

      Но, печальный и упрямый,
      Он припал к ногам мадонны:
      «Я нигде не встретил дамы,
      Той, чьи взоры непреклонны».43


39  Зобнин Ю. Странник духа/ Н.С. Гумилев: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. С. 8
40  Зобнин Ю. Странник духа/ Н.С. Гумилев: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. С. 8
41  Айхенвальд Ю.И. Гумилев / Н.С. Гумилев: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. С. 502-503.
42  Верховский Ю. Путь поэта / Н.С. Гумилев: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. С. 517.
43  Гумилев Н.С. Стихотворения и поэмы. – Л.: Советский писатель, 1988. С.140.

На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ УСТНО
ЕГЭ - РУССКИЙ ЯЗЫК
ЕГЭ - ЛИТЕРАТУРА
ИТОГОВОЕ ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ
ТЕСТЫ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 





Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности