Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
На основную страницу Вопрос администратору Карта сайта
Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи
Поиск
"КОЛОКОЛ" РУССКИЙ ЯЗЫК СТИЛЬ ДОКУМЕНТА ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ БИБЛИОТЕКА ЭКЗАМЕНЫ СПРАВКА КОМНАТА ОТДЫХА
Главная ЭКЗАМЕН Реферат
 

НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ: МОДЕЛЬ МИРА
Исследовательская работа

(продолжение)

      Италия Гумилева – страна католицизма, соблазна и в этом плане чуждая поэту:

      …Здесь зреет хмель, но лавр уж зачах.

(«Транзименское озеро»)

      Как эмаль, сверкает море,
      И багряные закаты
      На готическом соборе,
      Словно гарпии, крылаты;

      Но какой античной грязью
      Полон город, и не вдруг
      К золотому безобразью
      Нас приучит буйный юг.

(«Неаполь»)

      Стоит обратить внимание на стихотворение «Падуанский собор».

      Да этот храм и дивен, и печален,
      Он – искушенье, радость и гроза,
      Горят в окошечках исповедален
      Желаньем истомленные глаза.

      Растет и падает напев органа
      И вновь растет полнее и страшней,
      Как будто кровь, бунтующая пьяно
      В гранитных венах сумрачных церквей.

      В. Бронгулев охарактеризовал произведение Гумилева так: «Созданный им образ собора величествен и монументален, но вместе с тем он подавляет душу чем-то жестоким и… греховным. Даже звуки органа кажутся ему пьяно-бунтующими потоками крови в каменных венах этого полуфантастического здания. И, с трудом дослушав богослужение, он в отчаянии восклицает:

      От пурпура, от мучеников томных,
      От белизны их обнаженных тел,
      Бежать бы из-под этих сводов темных,
      Пока соблазн душой не овладел.

      Вероятно, он сам чувствовал себя одним из этих мучеников и жаждал солнца, воздуха, чтобы покинуть эти мрачные своды, чтобы

      В глухой таверне старого квартала
      Сесть на террасе и спросить вина,
      Там от воды приморского канала
      Совсем зеленой кажется стена.

      Ведь поэт прежде всего художник, а образ изумрудно светящейся на солнце влажной стены для него минутами более значим, чем торжественные и гнетущие порталы храма. Он делает отчаянную попытку бежать, но влруг понимает, что слабеет, и видит, как над ним

Готические башни, словно крылья,
Католицизм в лазури распростер».26

      Трактовка этого произведения В. Бронгулевым представляется мне не совсем точной. Автор противоречит и себе самому и, по всей вероятности, тому, что в стихотворение вкладывал поэт. Это не попытка бегства при осознании собственной греховности, а как раз напротив: лирический герой «Падуанского собора» стремится уйти от развращающей, недуховной красоты (даже скорее притягательности) этого храма. А «образ изумрудно светящейся на солнце влажной стены» – это простая, чуть грубая красота. Однако над ней гнетущей соблазняющей силой нависают «готические башни». Также не стоит забывать, о том, что Гумилев был религиозным, православным человеком, поэтому отнюдь не случайно нечто «жестокое и… греховное», присутствующее в католическом храме, вызывает резкое отторжение («Бежать бы из-под этих сводов темных…»).
      Стихотворение «Фра Беато Анжелико» может быть противопоставлено «Падуанскому собору», где воспевается творчество флорентийского живописца, монаха-доминиканца:

      …Средь многих знаменитых мастеров,
      Ах, одного лишь сердце полюбило…
      На всем, что сделал мастер мой, печать
      Любви земной и простоты смиренной.

      О да, не все умел он рисовать,
      Но то, что рисовал он, – совершенно.

«…И как бы искусством этого мастера пропеты стихи:

      Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
      А жизнь людей мгновенна и убога,
      И все в себе вмещает человек,
      Который любит мир и верит в Бога». 27

 

26  Бронгулев В.В. Посредине странствия земного. – М.: «Мысль», 1995. С. 258-260.
27  Верховский Ю. Путь поэта / Н.С. Гумилев: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 2000. С. 535.

 
На предыдущую страницу- 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 -На следующую страницу
ТЕМЫ РАЗДЕЛА:
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЙ УСТНО
ЕГЭ - РУССКИЙ ЯЗЫК
ЕГЭ - ЛИТЕРАТУРА
ИТОГОВОЕ ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ
ТЕСТЫ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ТЕСТЫ И ЗАДАНИЯ
Словари на GRAMMA.RU
ПРОВЕРИТЬ СЛОВО:
значение, написание, ударение
 
 
 
Рейтинг@Mail.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС-77-22298. Все права защищены © A.Belokurov 2001-2018 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Культуру письменной речи" обязательна
Политика конфиденциальности